Часть 5. Лето 1982 года
Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Лето 1982

«У некоторых студентов-историков второго курса лето 1982 года началось, как у нормальных людей,  в начале июня, - рассказывает Дима Шарапов из гр. И801 (канд. ист. наук Шарапов Дмитрий Юрьевич в настоящее время занимает  должность доцента кафедры "Агротуризм и сервисные технологии" ФГБОУВО "Волгоградский государственный аграрный университет"  http://www.volgau.com/кафедра-аист/mid/21955). 

Шарапов_И801.png

Д. Шарапов, И801, летом 1982 на раскопе

Фото из архива Д.Шарапова


Мне, - продолжает Дима, - моей одногруппнице Кате Житиной, одногруппникам  Олегу Хорошеву и Сергею Кузнецову и трём девушкам из параллельной группы Б.Ф.Железчиков предложил поехать в археологические разведки в начале лета, но для этого необходимо было досрочно сдать экзамен по диалектическому материализму. Происходило это так: С.Э. Крапивенский вошёл в аудиторию, где мы сидели, посмотрел на наши «кислые» физиономии, повесил пиджак на спинку стула, сказал: «Берите билеты, готовьтесь» и …вышел! Через довольно продолжительное время он заглянул в аудиторию с вопросом: «Все готовы?» Мы радостно и дружно ответили: «Все!» Тогда Соломон Элиазарович вошёл и стал принимать экзамен. Видимо, он не только преподавал философию, но и к жизни относился философически…


Кузнецов_и_Хорошев_И801.png

С.Кузнецов и  О. Хорошев (И801), июнь 1982 г.

Фото из архива Д.Шарапова


Потом наша группа разъехалась: Хорошев и Кузнецов под руководством И.В.Сергацкова  поехали в Барановку (Камышинский район), где они нашли первое «волгоградское золото» экспедиции ВолГУ (в том смысле, что первое в нашей области; напомним, что самые  первые находки из золота найдены археологами ВолГУ при раскопках кургана Северный в Краснодарском крае в 1981 году). А остальные во главе с В.А. Кригером и шофёром Леонтием Андреевичем отправились на грузовике  в Бахтияровку (Ленинский район) готовить фронт работ  для прохождения практики первокурсников. В составе нашей маленькой экспедиции впервые появился недавно пришедший из армии и работавший в археологической лаборатории на должности художника Александр Летучий (после ВолГУ он работал реставратором по металлу в музее-панораме Сталинградская битва, в 2008—2011 гг. экспертом по культурным ценностям в местном отделении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), в настоящее время частный реставратор-универсал). В гости к нам приезжал и сам БеэФ».

Окороков_Железничков_и_др.png

Ж. Окорокова, Б.Ф.Железчиков, С. Летучий, Д.Шарапов,

Н.Коновалова, К. Житина, В.А. Кригер, Леонтий Андреевич, июнь 1982

Фото из архива Д.Шарапова


Рассказ об этой разведке продолжает В. Грушина (И802): «К сожалению, конкретные события забылись. Очень уж давно это было. Но помнится, что экспедиция была маленькая. Скрепляла нашу разнородную компанию, на мой взгляд,  Катя Житина (И801). Катя обладает веселым характером и умением общаться, это очень ценные качества. Поэтому беседа, на работе или на отдыхе, завязывалась легко, сыпались шутки, дела не казались утомительными. Помнится, мы не только на раскопе трудились, но и на реке кастрюли надраивали. Саша Летучий тоже оказался легким и приятным в общении человеком». 

Летучий_Гружина_и_др.png

На первом плане: А.Летучий и В.Грушина. Бахтияровка, июнь 1982 г.

Фото из архива Археологической лаборатории ВолГУ


Н.Коновалова (И802): «Наш маленький лагерь находился в голой степи, украшенной большой группой курганов, в основном, золотоордынского времени. Недалеко протекала речка Ахтуба, из которой мы брали воду для мытья посуды, и в которой нам иногда удавалось искупаться, не смотря на холодную, дождливую погоду. Одежду мы носили чаще всего тёплую, с рукавами, но находились почти всё время на воздухе, поэтому у нас как-то незаметно загорели лица и кисти рук. Это потом, когда мы в городе надели сарафаны, очень смешно смотрелось: как маски и перчатки на белых руках. Здороваясь с бледнолицыми сокурсниками, мы вспоминали плакат «Дружба народов».

Лагерь_бли_Бахтияровки.png

Лагерь близ Бахтияровки, июнь 1982

Фото из архива Д.Шарапова


«Да, лето 1982 г. было дождливое, – подтверждает А. Степнова (Р812), – как раз перед отъездом на фольклорную практику во дворе нашего дома на улице Мира грозой повалило огромную акацию. В станицу, которую нам назначили для практики, мы поехать не могли. Станица утонула, помню, как аргумент нам приводили: у них там холодильники по улицам плавают, не до вас. Нас отправили в ст. Добринскую Урюпинского района Волгоградской области. Ехали в поезде Волгоград–Урюпино, причем из всех пассажиров, только у нас было постельное белье, которое из дома взяли и в вагоне постелили. Другие пассажиры ходили и скандалили: почему только полвагона с бельем? Руководила практикой нашей группы Альфия Исламовна Смирнова. Группу Р-811 в Алексеевский район повез ее муж, профессор В. Б. Смирнов.


Смирнов_фольклор.png

В.Б. Смирнов на фольклорной практике в с.Павловское, лето 1982 г.

Фото из архива А.Степновой


В станице Добринской нас поселили на 2-м этаже (это важно!) в пустующем интернате. Из мебели там были только железные кровати с панцирными сетками. Мы распределились по классам, наша комната оказалась самой густонаселенной. Мы не учли, что большой командой будет труднее выполнить норматив: каждая студентка должна была записать определенное количество песен, частушек, сказок... Те, кто ходил по станице вдвоем, справились с этим проще. А нас было шестеро, и составление отчета о практике стало проблемой. Но узнали мы об этом уже в городе. И...отечественной науке был нанесен урон: сидя на кухне, мы досочинили недостающие до норматива частушки и песни. Но это было потом. 

Группа_Р-12.png

Группа Р-812 едет на фольклорную практику, лето 1982 г.

Фото из архива А.Степновой


Питаться нас прикрепили к столовой МТС, выделили там время, более-менее свободное от механизаторов. Днем мы были предоставлены сами себе, потому что петь с нами днем никто не соглашался. Те, кто помоложе, были заняты работой, а старшие соблюдали традицию. К одной бабушке нас отправили как к лучшей певунье станицы. Встретила она нас неласково – днем приперлись! Потом смилостивилась, объяснила: кто ж трезвым поет? Приходите, девоньки, вечером, я подготовлюсь. Распеваться она начала, правда, сразу: голос было слышно на всю станицу. К вечеру она и распелась, и приняла свою дозу, так что и пела, и приплясывала. Только все время забывала, что уже пела. Частушки повторялись: «Я надену белу платью, а по ней горошки, меня Коля целовал  в саду на дорожке!» Потом ее целовал Петя, потом Вася... Записывая в отчет, мы добавили и свою версию: «кто, не знаю, целовал меня на дорожке». Помимо обычных любовных и хулиганских частушек запомнилась одна:

«Сталинградские ребята

все таки фартовые:

просят карточки на память -

только продуктовые».

Были и героические песни: «Под высоким дубом богатырь зарыт, золотые кудри ветер шевелит». Мы записывали, стесняясь спросить: по шею он, что ли, зарыт? А еще была песня о Малой земле: «а ён Брежнев-енерал, он заплакал-зарыдал...»

Сказок не встретили совсем. Загадка была одна. Вернулся солдат со службы – а у дома дети играют. Он им и говорит: «Здравствуйте, мои братья, дети моей жены! Пойдите и скажите своему отцу, что его сын пришел!» Поняли, о чем это? Отгадка – слово «снохач». Пока солдат служил, его отец и жена детей народили. Для нас, городских фифочек, это было каким-то другим миром, страшным и волнующим. 

Группа_Р-811.png

Группа Р-811 расшифровывает записи собранного фольклора:

Алла Протасова  и Елена Байбакова (ныне Патрина Елена Николаевна, проректор по ДО и международным связям ВолГАУ 

http://agrovuz.ru/prepodavateljam/innovacii/item/3876-volgau-agrarnoe-obrazovanie-evropeuiskogo-urovnya)

Фото из архива А.Степновой


Такими были и отношения с местным населением. Заводить романов мы не планировали, напротив, вернувшись к закату в свой интернат, сидели тихо, расшифровывали дневные записи. А местное мужское население долбилось в двери и окна. Хорошо, что мы спали на 2-м этаже! В окна летели груши и яблоки. В одну ночь осада была настолько жесткой, что мы отодвинули все кровати от окон и составили их у задней стены. Проходов между ними не было, как будто одна большая кровать на шестерых. Лежим, дело к утру, темень кромешная, но вроде все стихло. И вдруг страшный грохот. Мы так испугались, что даже визжать не могли. Наконец, кто-то вскочил и включил свет. Оказалось, у одной из кроватей, потревоженных переноской, отвалилась грядушка. На следующий день к Альфие Исламовне пришла делегация местных парней с вопросом: почему твои девахи на танцы не ходят? Она обещала разобраться. А что делать? Военный женсовет постановил: идти. Иначе осада не кончится. И мы пошли. Танцы выглядели так: мы топтались под музыку в клубе вместе с местными девчонками, а парни смотрели на нас в окна снаружи. Миротворческая миссия имела успех: больше нам по ночам окна не высаживали».

Вспоминает Наташа Волкова (Р801): «После второго курса, летом 1982 года, у нас  была диалектологическая практика. Диалектологическая практика проходила в разных местах. Две группы выезжали  в Волгоградскую область. Часть народа попала в Заволжье. Девочки были, конечно, в шоке от этой экспедиции, там даже вода соленая была.

Я была в третьей группе, мы не занимались сбором языкового материала. Нас отправили в Саратов, "укреплять связи между университетами". Там мы под руководством саратовских преподавателей составляли карты диалектов Саратовской области. За годы учебы в этот город я попадала неоднократно: и на студенческую всесоюзную научную конференцию, и перед дипломом ездила собирать материал. Саратов стал мне почти родным».

«Наша группа была в Палласовском районе, – рассказывает Лена Бальцевич (Р802). Мы изучали диалекты русского языка. Записывали особенности речи, необычные слова. Ходили по домам, разговаривали с людьми, записывали их речь. В основном в речи присутствовали украинизмы и казачий говор. Ну, например, казаки не говорят «волк», казак скажет «бирюк».

Пришло время вернуться к рассказу об  экспедиции, в которую прямо на экзамене пригласил Павла Ракитина Б.Ф.Железчиков. Дело в том, что          Борис Фёдорович перевёлся в наш вуз только в 1981 году из Уральского государственного педагогического института, и у него ещё оставался «Открытый лист», т.е. разрешение на проведение раскопок близ села Лебедёвка. Вот он и решил, набрав команду из ребят второго набора историков, направиться с экспедицией в Уральскую область Казахской Советской Социалистической Республики летом 1982 года. Основную команду добровольцев  Борис Фёдорович набрал на собрании историков второго набора после летней сессии.

Начальник экспедиции,  Б.Ф.Железчиков, приехал на место раскопок с шестью  парнями и четырьмя девчатами  на грузовике в начале июля. В.А.Кригер подъехал гораздо позже, после завершения археологической практики у основного состава первого курса историков. Обязанности художника в группе выполнял Александр Летучий, обладающий несомненным художественным талантом.


Летучий_И812.png

Второй справа А.Летучий, в центре Б.Ф.Железчиков,

слева от него П.Ракитин (И812) в шляпе,

подаренной ему на день рождения начальником экспедиции.   

Фото из архива П.Ракитина


Описание этой экспедиции могло бы занять не менее десятка печатных листов, так много там было невероятных событий, ярких незабываемых впечатлений, экзотических занятий и т.д. Начнём с воспоминаний И.Евсюкова (И811): «В Лебедёвку мы ехали в кузове загруженного под завязку ГАЗ-66 с крытым брезентом верхом, лёжа на экспедиционном оборудовании. Когда проезжали через Саратов, то грянули мужским хором песню «Травы, травы не успели от росы серебряной согнуться…» https://www.youtube.com/watch?v=zccqDTfFGKk, посматривая через щёлки брезента, какое впечатление мы произвели на прохожих. Перед въездом в Казахскую ССР Борис Фёдорович заявил, что на границе будут проверять весь груз и никакого алкоголя не пропустят. У нас началось совещание, как сохранить наши взятые из дома запасы. Были очень разные предложения, самым экзотичным оказался вариант с переливанием всех жидкостей в шины машины. В итоге решили просто всё выпить. Конечно, на границе нас никто не просматривал, но этот день пути не запечатлелся в нашей памяти…

На место прибыли 3 июля, разбили лагерь. В этот же день к нам в экспедицию в гости к Б.Ф. Желензчикову прибыла на самолёте из Уральска Машкова Марина Глебовна, в то время - кандидат исторических наук, продолжательница научной школы Б.Н. Гракова и К.Ф. Смирнова, а ныне главный научный сотрудник отдела скифо-сарматской археологии Института археологии Российской Академии наук, доктор исторических наук https://www.archaeolog.ru/ru/staff/moshkova-marina-glebovna. Ещё наши ряды постоянно пополняли бывшие студенты и студентки Б.Ф. Железчикова из Уральского педагогического института»

Мошкова.png

Мошкова М.Г.


Из интервью с Ракитиным Павлом (И812): «Первый же шаг из-под  душного полога машины на просторы казахской пустыни поверг в шок – жарким, даже для волгоградцев, воздухом. С  самого начала экспедиции я ходил, как говорится, с открытым ртом, всё время ждал чего-то нового и удивительного. И вокруг было необычно много всего, чего я бы никогда не увидел и не узнал, не попав в университет. Родители не очень-то занимались мною: отдали в секцию по плаванию и на этом успокоились – ребёнок при деле. Но я был раскрыт миру!

Курганная группа в Лебедёвке очень многочисленная, захоронения нам попадались, в  основном, сарматские. Материковая земля твёрдая, как бетон. Помню, что  Лена Алексеева (И811) сначала появлялась на раскопе в кружевных перчатках и кружевной шляпке, но быстро обгорела, серьёзно болела из-за этого, и подобные дефиле прекратились.

Наш лагерь стоял на границе степной и пустынной зон. Стол для приёма пищи был вкопан в песок, так что мы ели, сидя на положенных прямо на землю досках. Всю нашу еду и питьё постоянно заносило песком, который хрустел на зубах. Причём дефицитная домашняя тушёнка, добытая только благодаря Свете Крюковой (И811), проживавшей в Краснослободске, быстро закончилась, остались одни макароны. Поэтому очень актуальна  была рыбалка в расположенном рядом с лагерем озере и речке Келды-гелды, шириною в полметра. В основном ловился линь, иногда  -  ничего». 

Лебедёвка.png

Лебедёвка, за обедом. Дежурный – П.Ракитин

Фото из архива П.Ракитина


Об этом же озере подробнее рассказывает студент группы И811 Константин Котёлкин (опытный медиа-менеджер, руководитель телекомпаний «СТС-Волгоград», «РЕН ТВ Воронеж»). «Стояла страшная жара, постоянно дул суховей, губы у меня потрескались впервые в жизни. И вдруг – оазис: заросли березы и дуба, обвитые плющом, по берегам озера. Это – заполненный родниковой ледяной водой очень глубокий карстовый провал (проверяли,  грузило на леске длиною 25 метров так и не достигло дна!). В самом  узком месте в зарослях не раз было слышно, как бегают и хрюкают дикие кабаны. В озере как-то раз мы устроили соревнования по плаванию на скорость между Павлом Ракитиным и Олегом Мироненко. Паша победил.

Облик  пустыни постоянно менялся, поэтому  нельзя было запоминать дорогу по барханам, которые неуловимо перемещались. Поэтому днём ориентировались по солнцу, а ночью – по звёздам. Ночами было реально холодно, и очень легко заблудиться,  чуть дальше отойдя от лагеря.

Казахстанская экспедиция запомнилась мне на всю жизнь ещё и потому, что там прошла проверку  наша дружба и зародилась моя любовь к моей будущей жене, а  тогда одногруппнице  Наташе Макушевой, которая рядом с о мной вот уже почти 40 лет». Справедливости ради надо отметить, что после этой же экспедиции сложилась и ещё одна в будущем супружеская пара – Ира Кальнишевская (И811) и Игорь Евсюков.

Богатыри.png

БОГАТЫРИ!

Нижний ряд – О. Мироненко (И812), А. Летучий, П. Ракитин;

у них на плечах  К.Котёлкин, А.Бунин, А. Белоножко (И811),

в самом верху – И. Евсюков. Фото из архива И. Евсюкова.


Продолжает И.Евсюков (И811): «Однажды мы были поражены видением – по барханам к лагерю приближается девочка-подросток в розовом платьице.  Поравнявшись с нами, спрашивает: «Далеко ли  Уральский мост?». «Километров триста» - ответили мы. Оказалось, что она поссорилась с родными в одном из селений и ушла в Уральск,  к другим родственникам. Ей очень повезло, что она набрела на наш лагерь – как раз улетала М.Г. Машкова,  и юную путешественницу отправили вместе с ней.

В другой раз до нас дошли слухи, что из какого-то местного зоопарка сбежал тигр. Борис Фёдорович тут же отреагировал организационно-воспитательно: приказал срочно укреплять палатки, которые у нас к тому времени вовсю развевались на ветру.

В конце практики почти все юноши и девушки  уехали на поезде в Волгоград, а Ракитин, Мироненко и  Белоножко остались ещё на несколько дней для сворачивания лагеря под руководством В.А. Кригера, сменившего Бориса Фёдоровича. В ночь перед отъездом  основной группы был устроен археологический Суд, подводящий итоги экспедиционной жизни. Обвинителем выступал Борис Фёдорович, а в роли адвоката подвизался Владимир Адамович. Меня, например, приговорили к сожжению рубашки, что и было торжественно проделано на костре из автомобильных покрышек».

Вернёмся в последние дни июня  1982 года и узнаем, как же проходила археологическая практика историков второго набора  недалеко от села Бахтяровка Ленинского района Волгоградской области. Вот, как скупо описывает её  студент группы И812 Слава Шевченко (ныне  заместитель директора Центра формирования контингента ВолГУ Вячеслав Викторович Шевченко

https://volsu.ru/news_archive.php?ELEMENT_ID=34141&sphrase_id=709963):

«Помню, купались в Ахтубе, копали золотоордынцев, хотя попадались и погребения эпохи бронзы, сарматского и печенежско-торческого времени. Кригер назначил меня комендантом, но начальник из меня был аховый».        С такой оценкой в корне не согласен Миша Павленко (И812): «В мае была студенческая конференция, на которой Шевченко сделал солидный доклад, что, должно быть, показало шефам, что Слава, если за что взялся - всё сделает на совесть. Думаю, что тогда уже В.А. Кригер наметил его в качестве будущего коменданта практики. Шевченко было поручено заботиться о составлении списков дневальных на кухне, поддерживать порядок в палаточном лагере. Справился Слава с этим настолько хорошо, что на будущий год у начальства не было сомнений, кто будет комендантом.

Помню,- продолжает М.Павленко, - перед отъездом в Бахтияровку, В.А.Кригер, куратор группы И-812 и начальник практики, строжайше инструктировал нас о том, что во время работы каждому необходимо иметь летний головной убор и индивидуальную флягу для воды. Правда, оказалось, что светлые летние кепки от пыли довольно скоро обретают непотребный вид, а вода в пластиковых флягах быстро нагревается и быстро заканчивается. На раскоп стали возить алюминиевый бидон с водой. В таких бидонах до сих пор развозят сметану по магазинам. Вот что оказалось действительно необходимым - так это штормовки и «Дэта». Комаров было видимо-невидимо, доставали они всех не только вечерами, но и днем: стоило только уйти с песчаного берега Ахтубы в кусты за хворостом для кухни или вечернего костра, как тебя облепляли десятки этих гадов.

Заезжали в Бахтияровку в два дня: сначала приехали «начальники» (Кригер, Дьяченко, Сергацков, Клепиков, Закирова Ильгиза), «сахемы» (Асатрян, Кузнецов, Хорошев, Житина, Поздеева, Коновалова (не все жили до конца практики, но в первые дни были точно) и  молодые «лаборанты – полставочники». (Тут надо пояснить: поздней осенью 1981 года меня, Славу Шевченко, Женю Круглова и Олю Якутину приняли на полставки лаборантами в археологическую лабораторию. Условия простые: в течение учебного года мы выполняем разовые поручения, после летней сессии едем «на весь сезон» в экспедицию. За это мы получали  по 50 рублей в месяц. (Для сравнения: обычная стипендия тогда составляла 40, повышенная – 56 рублей). Задачей приехавших в первый день было – поставить палатки и обустроить лагерь. Остальные практиканты прибыли на следующий день или через день. Саша Дегтярев тогда ездил в экспедицию с В.В. Когитиным, впрочем,  этнографы часто бывали наездами.


Дягтерёв_И801.png

А.Дегтярёв (И801) в археологической экспедиции.1980-е гг.

Фото из архива Н.Коноваловой(И802)


В первый вечер, поставив несколько палаток, мы уселись смотреть футбол по маленькому телевизору, который работал от аккумулятора экспедиционного грузовика. Вот тогда и узнали всю свирепость ахтубинских комаров. Вообще, машин в Бахтияровке в первое время было две, обе ГАЗ–66: одна – из Москвы, от института археологии, водителем на ней был пожилой шофер Леонтий Андреевич, спорить с которым не решался даже Железчиков, вторая – нанятая в Волгограде, водителем был средних лет Владимир. Позже Железчиков с Леонтием уехал в экспедицию в Казахстан.

Водитель_Наумов.png

Экспедиционный водитель В.Наумов и М. Асатрян,  студент группыИ802

в археологической экспедиции.1980-е гг.

Фото из архива Н.Коноваловой (И802)


Иерархия в Бахтияровке выстроилась быстро и четко: простой люд – практиканты, практикантами руководят на раскопе и в быту второкурсники – «сахемы», над сахемами - молодые вожди (Клепиков, Дьяченко, Сергацков), над молодыми вождями – старейшины, фактически небожители (Железчиков, Скрипкин, Кригер). Ильгиза Анваровна - молодой вождь особой ценности: и художник, и медсестра, и воспитатель, и «преподаватель хороших манер». Это именно она сказала как-то: «Мальчики, какую дрянь вы поёте!»

Из старейшин – особое слово нужно сказать о Владимире Адамовиче Кригере. Это он сразу объяснил нам, что в экспедиции можно обойтись без магнитофона и транзистора. Во всяком случае, не надо эту «механическую музыку» тащить к костру. Он же установил, что кухня и костер – вещи разные, костер жечь надо отдельно. Самое главное, за что я ему бесконечно благодарен, в  первые вечера он выходил к костру и учил нас петь хором. То есть он разучивал с нами и тексты (впрочем, текстами с нами охотно делились сахемы), и учил, что «хором» - это не когда всей толпой в унисон, а когда каждый слышит других поющих и  может встроить свой голос в общую мелодию. В один из таких вечеров Владимир Адамович спел «Жену французского посла» А. Городницкого https://www.youtube.com/watch?v=lD-5f6qarpg, чем привел нас в восторг. Но больше он этой песни никогда не повторял, как ни просили. А вот с гитарой Кригер не был дружен. Когда не было гитаристов - Кузнецова и Дегтярева -  пели мы «а капелла».


Небожители.png 

«Трио небожителей», 1982 г. Фото из архива В.А.Кригера


«Молодые вожди» вели себя с практикантами по-разному: Дьяченко был суров и неприступен; Клепиков и Сергацков находились «ближе к народу», но Валерий Михайлович всё же держался более «преподавательского тона»; а Игорь Викторович относился к нам скорее как старший брат. Правда, «сильно старший», с которым не забалуешь, который панибратства не допустит. Именно Сергацков обронил фразу: «Если не имеешь ЛСД – читай Гессе», и тем пробудил у меня живой интерес к этому писателю. Правда, Гессе я прочел много-много позже… Ильгиза – и медсестра, и советница на кухне (не все умели готовить, тем более – готовить на костре и в больших количествах), и вообще – то ли добрая мама, то ли ангел-хранитель.


Лето_82.png

Справа налево:

А.Н. Дьяченко, И.В. Сергацков, И.А. Закирова, М. Павленко.

Лето 1982 г.

Фото из архива О.Якутиной (И811)


«Сахемы» учили нас, молодых, экспедиционным премудростям на раскопе, песням и пляскам – у костра. Отдельная тема – разговоры у костра. Разговоры на разные, порой острые темы. Говорили и о политике. Надо сказать, что в те годы «в поле» сочувствовать белому движению считалось нормальным. Это проявлялось в том, что у костра пели и «Господа офицеры» А.Дольского https://yandex.ru/video/preview/?text=«Господа%20офицеры»%20Дольского&path=wizard&parent-reqid=1607424011251335-1242792872482510699700169-production-app-host-man-web-yp-295&wiz_type=vital&filmId=1169762269111687440, и «Напишу через час после схватки» Ю.Борисова https://www.youtube.com/watch?v=X_kP0afud8M,

 и многие другие «белогвардейские романсы». Это проявлялось и в – нечастых – спорах на тему «А что было бы, если бы большевики проиграли?» «Белогвардейщина» наша, справедливости ради, основывалась даже не на знании хотя бы литературного материала, а скорее на образах, созданных в кино (ну, приятно же соотнести себя с благородными сторонниками обреченного дела).

Копали средневековый курганный могильник. Работали, как правило, полдня – с утра до обеда. Только если на каком-то раскопе дело шло к концу, а закончить фиксацию материала и снять его до обеда не успели – работали после обеда. Обычно же после обеда все были представлены сами себе: купались, загорали, уходили побродить по окрестностям (хотя – какие там окрестности – степь). После ужина обычно собирались у костра.

Лагерь наш был поставлен на берегу Ахтубы так, что от могильника и от Бахтияровки он был отделен то ли болотцем, то ли изрядно подсохшим ериком. Так что добираться до раскопов удобнее было окружной дорогой на машине. Вот тут и встал вопрос о воде: пить воду из Ахтубы по инструкции было нельзя. Попытались возить из Бахтияровки в алюминиевых молочных бидонах. Но оказалось, что питьевая вода из Бахтияровки солоновата, а нужно ее столько, что машину за водой надо посылать раза два-три в день.    В общем, через недолгое время начальство махнуло рукой на санитарные инструкции, и воду, к всеобщему удовольствию, стали брать из Ахтубы – пресную. Никто не заболел.

Алкоголь практикантам был категорически запрещен. Не сказать, чтобы начальники искали в палатках практикантов, не припрятано ли у них какое–либо горячительное. Да и нам оно было как-то не особенно нужно. Но запрет был объявлен перед строем.

За день до окончания практики вывезли нас на Царевское городище. Городище большей частью было распахано и засеяно кукурузой. Разрешили собрать «подъемный материал». В основном – черепки красноглиняной керамики, реже – черепки поливной керамики, покрытой глазурью. Отдельной моей гордостью стал найденный монгольский кирпич – квадратный, высотой 3 – 4 сантиметра.

         Оле Якутиной (И811) запомнился День посвящения в археологи: «Мы набрали обломков ордынской керамики, сделали в ней дырочки и повесили на веревочках на шею. На последней линейке нас приняли в археологи, привели к присяге. Каждому из студентов начальники присвоили звание «Долбёжник I, II или III степени». И.В. Сергацков ещё в начале практики поручил Мамбре Асатряну (И802) выучить с первокурсниками гимн, то есть песню «Орёл шестого легиона». Он подошёл к нам и спросил: «Какие вы тут песни поёте?» «Ну, вот,  Окуджаву, например…» - отвечаем. «Какие же вы археологи, если не знаете наших песен!» - и начал диктовать слова, а мы записывали.  Вечером развели огромный костёр, нас рассадили вокруг него. Сначала Ира Москвина (И811) в шикарном сари танцевала индийский танец (у неё как раз родители вернулись из турпоездки по Индии).


Москвина_дежурство.png

И.Москвина на дежурстве, июль 1982 г.

Фото из архива О.Якутиной


Потом девочки исполнили  сочинённые на злобу дня частушки. В конце вечера Владимир Адамович подсел к первокурсникам  и начал петь вместе с нами песни у костра.

Я  в четвертом классе решила стать историком, а в пятом – археологом, - продолжает воспоминания О.Якутина (И811). В старших классах ходила в клуб «Легенда» под руководством В.И. Мамонтова и в университет поступала,  уже точно зная, кем хочу быть. Думаю, что из нашего потока только мы с Женей Кругловым четко представляли себе,  что такое археология.

Первая археологическая лаборатория находилась в пятиэтажке рядом с университетом в бывшей квартире. Когда мы пришли туда знакомиться, я запомнила,  как каждый представился, так потом и стала его называть - Александр Николаевич (Дьяченко), Валера (Валерий Михайлович Клепиков), Саня (Александр Фридрихович Летучий, художник). Летучий поступал на вечерний в университет, но провалился, а потом и не пробовал учиться дальше. Всем представлялся как потомок скифов. Сергацков с Кригером над ним по- доброму подшучивали по этому поводу.

Во время археологической практики в Бахтяровке познакомилась и позже подружилась с Ильгизой Закировой (в настоящее время              Ильгиза Анваровна Ким - этносоциолог, кандидат социологических наук, независимый исследователь https://www.facebook.com/profile.php?id=100002066168691).

С первых же дней практики, так как мы с Женей уже бывали в поле, то и Дьяченко, и Кригер нам как-то доверяли. Я помогала Иле, и в какой-то момент она стала привлекать меня к рисованию. На старших курсах нас с Женей назначали сахемами (главными на курганах), но я чаще была вторым художником в помощь Ильгизе, Летучему и Игорю Будаеву (Игорь Александрович Будаев, специалист лаборатории археологических исследований ВолГУ https://hfrir.jvolsu.com/index.php/ru/archive-ru/669-science-journal-of-volsu-history-area-studies-international-relations-2019-vol-24-no-5/arkheologiya-vostochno-evropejskikh-stepej/1822-moiseev-v-i-budaev-i-a-nakonechniki-kopij-iz-pogrebenij-savromato-sarmatskogo-vremeni-s-territorii-volgogradskoj-oblasti-materialy-k-katalogu), или отвечала за камералку, если с нами не было Мезенцева и Маши (Балабанова Мария Афанасьевна, антрополог, профессор, д. ист. наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии ВолГУ https://volsu.ru/struct/institutes/iimost/archeolog/employees/emp.php?id=000000164). Так как я была некоторое время самой младшей в этой компании, то и отношение ко мне было очень дружеское, скорее даже отеческое. Во время выбора темы для первой курсовой по истории Древнего мира, Скрипкин спросил, что мне интересно, я сказала, что Древняя Греция. Анатолий Степанович предложил тему по искусству Крита и принес шикарный альбом с фотографиями лучших образцов керамики, пластики и украшений. В Областной библиотеке нашла еще три книжки на эту тему - одна научная и две около. Честно все скомпилировала и правильно оформила – то есть показала необходимые навыки для первокурсника, и получила «отлично». И в какой-то момент, то ли Скрипкин, то ли Железчиков предложил мне обратить внимание на сарматскую культуру и, в частности, на бусы. Тогда только вышел «Свод» Е.М. Алексеевой и мне показали эту книгу - так был определен мой интерес в науке и то, чем я до сих пор занимаюсь».


Закирова_Хорошев.png

И. Закирова и О.Хорошев (И801) в экспедиции.1980-е гг.

Фото из архива Н.Коноваловой (И802)


Тут уместно привести отрывок из интервью с Ильгизой Анваровной Ким (Закировой), взятого у неё в сентябре 2020 г.: «Я работала в ВолГУ с 1981 по 1985 год. Когда меня спрашивают, как я попала в Волгоград и в ВолГУ, в частности, мой ответ: по глупости. Потому что, закончив Казанский государственный университет имени В.И. Ленина, занимаясь средневековой археологией Волжской Булгарии и Золотой Орды, бросить работу в престижном историко-архитектурном заповеднике «Великий Булгар» и приехать в жаркий климат раскапывать степные курганы можно было только по молодости и по глупости. Как бы то ни было, четыре интереснейших и бурных года работы в  археологической лаборатории ВолГУ было мною закопано в память жизни.

Мне радостно вспоминать тогдашних студентов, с которыми мы работали в археологических экспедициях, или которых мне довелось свозить на преддипломную практику в богатейшую научную библиотеку Казанского университета. Со многими из них я дружу и общаюсь до сих пор.

Бывшие коллеги – одних уж нет, а те далече… Кому-то из них повезло больше, чем мне, кому-то совсем не повезло.

Ну, а мое казанское историческое образование дало мне в дальнейшем возможность получить новую специальность, защитить диссертацию по этносоциологии и написать монографию по исторической демографии одного из народов Российской Федерации».

В июле 1982 года почти все историки первого набора были направлены на практику в качестве вожатых в пионерские лагеря Волгоградской области. Большой отряд историков попал в лагерь имени Вани Цыганкова.  Тая Терехова из группы И801 (Юдина Таисия Васильевна, доктор исторических наук, профессор, доцент кафедры истории России ИИМОиСТ ВолГУ https://volsu.ru/persons/id/?id=000000528) так вспоминает об этом: «Лагерь  был расположен на правом берегу реки Дон, напротив города Калач-на-Дону. К сожалению, сейчас этого лагеря нет. Я работала вожатой в самом старшем отряде. 1-й отряд был очень дружным, с некоторыми детьми мы даже переписывались какое-то время после окончания практики. Много занимали призовых мест в различных конкурсах».


Коротков_Худолей.png

1 ряд: Л.Короткова, В.Худолей (физик), Л.Гусева, Е.Ганичкина (А-803)

2 ряд: вторая М.Мкртчан, Т.Терехова, Н.Тельбухова

Фото из фондов Музея ВолГУ


Там же проходила практику Оля Фролова (И802): «Мы с Воронковой Светой (И802) были вожатыми  в одном отряде, а воспитателя у отряда  не было. Кроме историков с нами практику проходили второкурсники с РГФ и физики.  Незабываемое время и очень ответственное, потому что мы полностью отвечали за детей. Это, несомненно, был для нас большой педагогический опыт, но мы справились! Хорошо помню, что нам в конце смены вручили грамоту за отличную работу в области воспитания детей.

Самым строгим из вожатых был Сережа  Ойгенблик (И802). Он всегда по утрам заставлял свой отряд физкультуру делать, а мы иногда своим снисхождение делали и на зарядку разрешали не ходить. Но теперь я понимаю,  что это было неправильно, а Серёжа – молодец».


Гусакова_Петракова_и_др.png

1 ряд: слева М.Гусакова, В.Петракова,

четвёртая – И.Бобрицкая, О.Фролова, Н.Рудченко

2 ряд – третий слева О. Захарьев, С.Воронкова, С.Ойгенблик

Фото из архива В. Петраковой


Самые подробные воспоминания о пионерской практике в лагере имени Вани Цыганкова оставила Лена Короткова (И802): «Если честно, не помню, как приехали с детьми в лагерь. Их в нашем отряде оказалось 43. Возраст 8-10 лет. Мы с Людой Гусевой (И802) – вожатые. А наш шеф-воспитатель,  беременная дама, в  связи с  интересным положением себя не утруждала и «периодически», т.е. постоянно¸ уезжала в город,  Типа, плохое самочувствие….

На_линейке.png

На линейке в парадной форме, июль 1982. Вожатая – Е.Короткова (И802)

Фото из архива Е.Коротковой


Размещение детей было по принципу: мальчики - направо, девочки - налево, т.е. две спальни по 20–22 человека. Поэтому в момент тихого часа и отбоя мы с Людой разделялись по спальням. Как наш отряд назывался, к сожалению, не помню. Более младший отряд (6-7 лет) назывался "Каскадёры". У них девиз был: "Каскадёры не робей, смотри, шишку не набей". А мы шепотом добавляли: "И штанишки подтяни за короткие ремни"

         Главная проблема была с дневным сном (а это требовалось по распорядку). Помня мое пребывание в младшем брате «Артека» - всесоюзном «Орлёнке», предложила назвать дневное «сонное время» - ПЧМ: полтора часа молчанья. Можно читать, мечтать, тихо общаться – главное, отдыхать и не мешать другим. Это сработало.

Так же проблемой было стремление детей сократить дорогу в столовую за счет вытаптывания газона. Детям было сказано, что напрямик – это Дорога Дураков.  Ты можешь пойти по ней, тогда ты -  кто???? Опять сработало!

Наши ребятки - мелочь пузатая, сначала плакали по ночам, хотели домой. Дня два. Потом жизнь лагерная закрутила. Проблемно было утром всех причесать и заплести косички - почти никто не умел сам. Приучали помогать друг другу.

         Неожиданно на третий день у меня пропал голос: разговаривала, как змея - шипела. Не потому, что до этого кричала, надрывалась, а просто связки не справились с таким объёмом общения. У Людмилы Гусевой, как вокалистки, такой беды не существовало - она была на высоте!


Отряд_на_пляже.png

Отряд на пляже р.Дон, июль 1982.

В верхнем ряду справа- Е.Короткова и Л.Гусева (И802)

Фото из архива Е.Коротковой


Лагерь, кстати, был назван в честь подростка, который во время войны руководил группой ребят, мстившей фашистам в Калаче. Читала книжку об этом в детстве. Сейчас понимаю, что во всей насыщенной программе пионерского лагеря не нашлось, к сожалению, времени для патриотической тематики. Тем более что недалеко расположен памятник в честь соединения трёх фронтов, которые участвовали в Сталинградской битве. Увы…..

За время пребывания в лагере активизировались наши  творческие (хоть их было не много) возможности. Постоянно нужно было что-то придумывать, рисовать, сочинять, репетировать – в соответствии с планом мероприятий лагеря. Практика дала отличный опыт в плане создания и управления детским коллективом, так как план мероприятий, в котором нужно было участвовать, оказался довольно насыщенным.

Запомнился День ГАИ: была викторина, что-то ещё, но для меня  было прикольно прилететь на стадион лагеря на гаишном вертолёте!

В День Здоровья каждый отряд должен был художественно представить какой-то витамин. Нашему отряду выпало представлять    витамин В. Короче, мы заняли первое место!»


Вожатые.png

Вожатые Л. Мерлина, И. Кошелев, И. Мовшович, июль 1982 г

Фото из архива И.Мовшович


Фото навеяло воспоминания и на Лару Мерлину из группы И801(ныне Лариса Смирнова - семейный психолог в Центре реабилитации молодых инвалидов старше 16 лет "Школа жизни", заместитель исполнительного директора по социальной работе Волжского общественного благотворительного фонда "Дети в беде" http://f-detivbede.ru/index.php/glavnaya/o-fonde/komanda/). «Мы втроём с Игорем Кошелевым (И801) и Ирой Мовшович (И801) проходили практику в пионерском лагере им. Саши Чекалина в Кировском районе Волгограда (сейчас он, к сожалению, разрушен и заброшен). Оказалось, что не особо были готовы, но наша молодость, знания и ответственное отношение помогли справиться со всеми сложностями. С Иринкой и Игорем мы всегда были вместе, подсказывали, помогали друг другу, и эта атмосфера тоже осталась навсегда

У меня был самый старший отряд, и я ехала, как в колонию Макаренко. А оказалось - это мне и помогло, потому что ребята неоднократно были в лагере, знали и умели многое. Мне оставалось только наладить с ними взаимопонимание и направлять их деятельность  в нужное русло.

Запомнились яркие мероприятия, вечера у костров, спортивные соревнования. С нами в смене были ребята из Германии, и  дружба с ними оставила  особый след. Мы впервые увидели, что все люди, независимо от их социального статуса, места жительства, даже языка и менталитета, могут находить общие интересы, вместе участвовать в мероприятиях, общаться без барьеров. Это было важно и для пионеров, и для нас. Мы получили  первый опыт личного  международного общения.

Когда я вспоминаю вожатскую практику и то время, в сердце возникает теплое чувство. Плюс немного грусти, что молодость так быстро пролетела! Через год я вышла замуж и началась совсем другая, «взрослая» жизнь с ее повышенной ответственностью и серьезными испытаниями. Но уважение и добрая память о том времени навсегда остались в моем сердце»

Опять слово Лене Коротковой (И802): «Сейчас удивляюсь, как мы с Людой и  беременно-отсутствующей воспитательницей справлялись с такой кучей малолетних детей? Ещё и готовились к мероприятиям, сочиняли сценарии (без интернета!), придумывали из подручных материалов костюмы для выступлений – и занимали с нашими «короедами» призовые места!!!!!! В том числе, и по спорту!

      К сожалению, на закрытии лагерной смены я не присутствовала, т.к. с удовольствием выполняла другую миссию: была свидетельницей на регистрации брака Славы Ломова (И802) и нашей однокурсницы Лены Пискарёвой, с физики. Но это уже - другая история…»

Конец_июля.png

Конец июля 1982 г. Бракосочетание четы Ломовых.

Фото из архива Е.Коротковой


А историю про пионерскую практику продолжает Н.Коновалова (И802): «Наша компания, в которую, кроме меня, входили Д.Шарапов, С.Кузнецов, О.Хорошев, Л. Поздеева (И801) и В.Грушина, Ж.Окорокова (И802), в июле 1982 года (между археологическими экспедициями) оказалась в лагере имени Германа Титова на Лысой горе. У меня в отряде было тридцать пять подростков 10-12 лет. Мероприятий тоже было много и  мы с ребятами к ним, конечно, добросовестно готовились, но ярких впечатлений у меня они не оставили. 

Фото_на_память.png

Фото на память в лагере им. Германа Титова.

Вожатая в центре – Н.Коновалова, август 1982

Фото из архива Н.Коноваловой


Память запечатлела больше то, что не относилось к воспитательной работе. Помню долгую дорогу на подъёме к лагерю от конечной остановки автобуса №5, которую мы проделывали пешком, возвращаясь с выходных. Помню редкое купание в бассейне, когда удавалось благополучно уложить отряд на дневной сон. А главное – помню наши ночные вылазки за лагерную ограду всей компанией, когда мы могли устроить небольшой пикничок и расслабиться после напряжённого дня. Один раз на нас в темноте чуть не наехал огромный  БТР, совершавший какой-то рейд, ведь недалеко располагалась воинская часть! В итоге, надо сказать, что эта практика далась нашей компании очень нелегко. Поэтому мы, в полном составе, едва покинув лагерь после окончания смены,  с удвоенной радостью отправились на поезде «Волгоград-Краснодар» в новую археологическую экспедицию, в окрестности станицы Дмитриевской».

Паша Ракитин (И812), получив от М.Павленко нечёткую информацию по телефону о времени сбора на вокзале, на этот  поезд опоздал, и ему пришлось добираться самостоятельно. Отыскать лагерь среди бесчисленных кубанских полей было нереально, поэтому он принял единственно верное решение – ждать около магазина в станице. Менее чем через час появилась экспедиционная машина с водителем Володей!

Фото из книги Скрипкина.jpg

Фото из книги А.С. Скрипкина "О себе, об арзеологии и о других". - Изд-во ВолГУ, 2020.


В этой экспедиции впервые объединились любители археологии первого и второго набора историков. Вспоминает О. Якутина (И811): «Как-то раз к нам в лагерь пришли местные парни и, поглядев на нас жалостливо, спросили: «Девочки, а какое варенье вы любите?» И тут раздался уверенный голос Наташи Коноваловой: «Исключительно в трёхлитровых банках!» Потом это стало у нас поговоркой».

Реплика Н.Коноваловой (И802): «Я вполне могла так ответить, потому, что любимым лакомством у нас тогда был кусок хлеба, политый чаем и посыпанный сахаром. Сам вкус варенья был нам не так важен, как его объём. Думаю, нам подарили варенье. И вообще Кубань тогда (не знаю, как теперь) славилась своим богатством и щедростью. Еженедельно начальник экспедиции отвозил нас мыться в баню в станицу. Оттуда мы, девчата, шли по собственной инициативе по дворам, стучались и начинали канючить: «Мы, голодные студенты, живём в лесополосе…» Продолжать уже не надо было – нам в подолы ссыпались самые разные вкусности от зелени и яблок до сметаны и курочек. Кроме того, мы НИКОГДА пешком не возвращались в лагерь – обязательно нас кто-то из местных подвозил, причём останавливались без нашей просьбы, сами по себе! И никаких приставаний, только комплименты! Это было очень приятно!»

Реплика А.Н.Дьяченко: «Начальником экспедиции в Дмитриевской был я. Однажды, в связи с дефицитом бензина в Краснодарском крае, мне пришлось для возвращения из бани поднимать с постели в воскресенье Первого секретаря райкома партии! Чтобы он лично дал приказ заправить нашу экспедиционную машину!»

Поздеева_Кузнецов.png

Е.Поздеева (И801), С.Кузнецов(И801) на экспедиционной кухне

Фото из архива Н.Коноваловой


Готовили пищу, мы, естественно, на костре, дежурили по очереди,  обязательно парами (мальчик+девочка). Однажды в моё дежурство произошёл  очень поучительный случай. Готовила  я, к собственному стыду, с распущенными длинными волосами. Налила в сковородку масла и поставила её на очаг. А сковородка была у нас без ручки, брали мы её с помощью специального ухвата. Так вот, взяла я сковородку этим приспособлением,  она возьми да вывернись набок, причём раскалённое масло вылилось в огонь. Пламя моментально вспыхнуло чуть не до небес, но мне очень повезло – ветер был не в мою сторону! Я не пострадала, только испугалась, хотя сковородку всё же удержала в руках. Присутствующий при этом А.Н.Дьяченко издал какой-то неопределённый сдавленный звук и тихо отошёл от места действия. Представляю, что творилось у него в душе… С тех пор и по сей день я в любых условиях при приготовлении пищи надеваю на голову косынку».

Ещё одно, на этот раз  приятное, воспоминание об этой экспедиции – от Оли Якутиной (И811): «Помню, как Степаныч нас кукурузой кормил. И как мы с Ракитиным борщ варили – я это делала в первый раз в жизни, а Паша мной руководил. Потом Сергацков в День археолога нас с ним наказал «за самый вкусный борщ сезона. Вся экспедиция объелась и не могла работать».

Н.Коновалова (И802): «15 августа, в День археолога, нам было заявлено, что «мясо невозможно испортить, но женщины и это умеют», поэтому плов готовил исключительно мужской преподавательский состав, а нам поручили только почистить и порезать кружочками лук и морковь. А.Н.Дьяченко, приговаривая «когда я служил в Метрополе», учил девушек резать хлеб на треугольнички. Навык остался на всю жизнь!!!

Ни один день в экспедиции, а тем более День археолога, не обходился без хоровых песен у костра или за праздничным столом. Наши наставники не уставали разучивать с нами археологические и просто хорошие песни. Как тут не вспомнить знаменитого «Уверлея», который пошёл купаться и утонул! Эту песню российские студенты распевали еще в конце XIX века.

Песни.png

Источник: http://a-pesni.org/stud/uverlej.htm


Припев должен исполняться разными группами поющих на разные лады, например, одни поют «не надо было Уверлею ходить купаться одному, ходить купаться одному, а брать с собою Доротею!»; другие тянут «ходить купа-а-аться одному», третьи в это же время  «ходить купа-па-паться одному». Когда всё это накладывается друг на друга – получается очень здорово! Недаром  7 лет спустя, когда мы с мужем отправились в свадебное путешествии в горы Алтая,  на заключительном концерте в туристическом лагере обученные мною обитатели нашей большой палатки исполнили хором эту песню - и заняли 1 место в конкурсе талантов. До сих пор я прошу гостей, приходящих поздравить меня с очередным днём рождения, помочь мне в исполнении этой песни – и получаю несказанное удовольствие, если всё получается! 

Рисунок_Якутиной.png

Рисунок Оли Якутиной (И811) из её же архива

Сочиняли в той экспедиции и свои песни, точнее, переделывали слова и пели на популярные мотивы. Ниже представлен вариант, написанный и часто исполнявшийся у костра Серёжей Кузнецовым и Олегом Хорошевым на мелодию песни В.С.Высоцкого «Солдаты группы Центр».


Фрагмент_газеты.png

Фрагмент экспедиционной газеты, август 1982

Из архива археологической лаборатории ВолГУ


Дима Шарапов (И801): «Запомнилось возвращение из этой длительной экспедиции. Основная масса народа уехала на поезде в середине сентября, а я, Серёга Кузнецов, Наташа Коновалова, Ильгиза Закирова и Игорь Сергацков на экспедиционной машине  с оборудованием и находками отправились в путь вечером  28 сентября. Почему могу назвать точно день? Причина проста: 29 сентября - мой день рождения, и этот праздник мы отметили в степях под Сальском прямо в кузове грузовика!»

         Часть студентов других факультетов лето 1982 года провели в стройотрядах. Вот, что рассказала Лена Плешакова (Фёдорова): «Я училась в ВолГУ с 1980 по 1985 год на английском отделении факультета РГФ (сейчас она работает в частной школе, которая называется "Русско-американская" учителем английского языка https://ok.ru/profile/541893295543/about). Одно из ярких воспоминаний студенческой жизни - летние поездки на работу в составе студенческого строительного отряда. Отряд состоял из «физиков», но в виде исключения взяли  нескольких  «иностранцев».   Жизнь в отряде была очень интересная»

Шемелева_Корякова_и_др.png

Ольга Шемелова (Мокрос), Марина Корякова, Ирина Кочиева, Светлана Бородина, Сергей Беленчиков, лето 1982 г.

Фото из архива С. Беленчикова


Поясняет С. Беленчиков (Н811): «Фото сделано в  сельхозотряде в селе Червленом Светлоярского района Волгоградской области. На нём во время обеденного перерыва запечатлены студенты ВолГУ с факультета  РГФ (немецкий язык). Нас,  ребят-сройотрядовцев,  направили  тогда  на помощь девчатам: красить школу в Червлёном. А до этого мужской стройотряд  строил столовую ВолГУ.  Работа стройотрядов продолжалась и в сентябре, так как члены этих отрядов не направлялись в колхоз. Учёба для нас началась только в октябре 1982 года!»

Сапуненко.png

Фото из архива М. Сапуненко (M801)

Пока старшекурсники строили и отрабатывали разные виды практик, новые абитуриенты  летом 1982 года штурмовали приёмную комиссию. Вот, как об этом вспоминает Оля Васильева из группы И822  (ныне             Ольга Геннадьевна Сергиенко, преподаватель истории Волгоградского энергетического колледжа https://energocollege.ru/tsiklovaya-komissiya-obshchikh-gumanitarnykh-i-sotsialno-ekonomicheskikh-distsiplin.html): «Я  окончила школу № 103, это рядом с физическим корпусом. Будучи школьницей, участвовала в уборке строительного мусора в здании и в церемонии открытия университета в 1980 г. Варианты для дальнейшего обучения были следующие – физкультурный институт, нефтяной техникум. Но к моменту моего окончания школы открыли университет, любимый предмет в школе – история, до здания ВолГУ 15 минут ходьбы. Стала пытаться поступить в первый университет города. С первого раза не получилось, год обучалась на подготовительных курсах, восполнила пробелы и стала студенткой группы И-822 Волгоградского Государственного Университета!

        

Про вступительные экзамены могу сказать, что за время их проведения мы подружились, когда объявляли проходной балл, мы больше радовались даже не за себя, а за своих знакомых, а  впоследствии - одногруппников. Помню,  на экзамене истории попался билет с вопросами по Борису Годунову и Гражданской войне. Почувствовала себя собакой – знаю, но сказать не могу. Спасибо Приемной комиссии, среди членов которой был и Когитин Владимир Викторович, мой будущий куратор.  По каким-то признакам они определили, что я  знаю ответ, стали задавать наводящие вопросы. Постепенно я разговорилась, в итоге мне поставили «5». На экзамене по русскому языку и литературе писала сочинение по Достоевскому самостоятельно без «шпор», а рядом сидела списывающая девочка. Закончили мы примерно в одно время, и она при виде преподавателя стала свои шпаргалки подсовывать мне. Но всё закончилось без последствий и санкций. С каким удовольствием мы, вчерашние абитуриенты, сегодняшние студенты, ходили на отработки после приказа о зачислении.  Даже написали обращение к будущим студентам, засунули в бутылку и закопали под столбом рядом со зданием.  Правда, сейчас не скажу под каким точно».


Христюк Алла, Борисова Елена, Васильева Ольга, студентки группы И822

Из архива Васильевой  О. https://ok.ru/profile/483876309313/album/899595366465

Шипишина Люда, группа И822 (Шипишина Людмила Александровна сейчас живёт в Москве и трудится в частной школе): «На вступительных экзаменах я оказалась в числе тех везунчиком, которые после первого удачно сданного экзамена были зачислены и отправились осваивать необычную для нас  специальность - разнорабочего. Мы дружным коллективом историков-первокурсников (Олег Кузнецов, Александр Воронин, Марина Бакурская, Галина Лопаева  и др.) работали на строительстве нового учебного  корпуса ВолГУ на горе. Экзамен у меня принимал В.В. Когитин».

Гале Городецкой из группы И821 (которая теперь                      Галина Дмитриевна Чиж и работает в гимназии учителем истории и обществознания в г. Кировск под Санкт-Петербургом, рядом со Шлиссельбургом https://ok.ru/profile/552782711091) тоже больше всего запомнился профильный экзамен: «На вступительном экзамене по истории ответы абитуриентов принимал Когитин Владимир Викторович, наш будущий преподаватель этнографии. Первые месяцы учёбы в университете приходилась привыкать к новой системе обучения после школы, хорошо помню лекции Скрипкина А. С.  Трудно привыкала к жизни в общежитии, после домашних условий это было слишком необычно, хотелось домой. Хорошо, что рядом оказались хорошие девчонки, мои однокурсницы: Таня Косых, Таня Чернова, Галя Соколовская, Валя Антоненко».

Стоят Валя Антоненко и Таня Шалаева,

сидят Галя Соколовская  и Галя Городецкая,

студентки группы И821

Из архива Г. Соколовской   https://ok.ru/profile/535284785536

Из интервью с Таней Косых, группа И821 (ныне Дядькина          Татьяна Вячеславовна, учитель истории и обществознания  МКОУ «Береславская СШ» http://bereslavschool.ucoz.ru/index/administracija/0-32): «Вступительные экзамены по истории сдавали 1 августа 1982 года. Я перепутала аудиторию, и, не зная об этом, радовалась, что  хорошо знаю вопросы в  билете. Но вдруг открылась дверь, появился какой-то дяденька и говорит: «Косых – на выход!» Когда зашла в правильную комнату, моё эмоциональное состояние было уже на «пике», поэтому я заявила: «Можно я буду сдавать стоя?! У меня сегодня это уже вторая попытка!»  И вот я «пою песни», держась за спинку стула, чтобы не упасть от напряжения. И заканчиваю: «Ну, всё…» Комиссия: «Что – всё? Совсем всё?.. Отлично!» Когда вышла, у меня был такой вид, что остальные абитуриенты бросились меня утешать…

На экзамене по немецкому языку был неадаптированный текст из газеты про какую-то бабушку. Я не успела перевести последний абзац – но в результате всё сложилось очень хорошо!

Письменный экзамен – сочинение – писала в стихотворной форме и про стихи, точнее, про поэзию А.С.Пушкина. Но были проблемы с пунктуацией, получила «4». После этого экзамена вышла из аудитории последней, пустая, как пузырёк, поэтому совсем не помню, что было потом».

Просто детективная  история связана со вступительными экзаменами у  Люды Белоусовой из группы М821 (в настоящее время Людмила Начинкина работает в гимназии 10 Кировского района Волгограда учителем математики https://ok.ru/profile/333730864827): «ВолГУ я выбрала по рекомендации учителя, а вступительные экзамены стали для меня лотереей, которая закончилась удачно! Принимали  по нескольким категориям: если медалист~профильный экзамен на «5»~поступил; если аттестат со средним баллом «5», то два профильных экзамена устный и письменный~получил 9 баллов~студент. В любом другом случае  -  сдаешь все четыре  экзамена и конкурс...

И вот, написав контрольную работу по математике на «4», готовилась ко второму экзамену, и была уверена, что получу «5», но не тут-то было! Не захотели преподаватели в приемной комиссии оценить меня на «отлично», поэтому пришлось сдавать все четыре экзамена... Но самое забавное было то, что из тех кто заходили в ту же аудиторию, что и я, никто не получил высшего балла, а из аудитории, расположенной напротив, выходили счастливчики с пятерками! И только на первой сессии от наших преподавателей мы узнали (они помнили, как мы просили задать нам еще вопросик, чтобы убедиться, что мы знаем на «5»),  что они договорились о том, что ставить «отлично» будут только в одной аудитории, а в другой максимум «хорошо»! Поэтому кому-то повезло поступить после двух экзаменов, а кому то, в том числе и мне, пришлось сдавать все четыре... Вот так бывает! Немного сумбурно получилось, но нахлынули воспоминания, как будто вчера были эти испытания!!!»

Не менее острые переживания выпали на долю Аллы Лапиной из группы Р-822 (Алла Владимировна Котова по окончании вуза распределилась в Волжский, в замечательно творческую школу №6, где работала по опорным схемам Шаталова, по семейным обстоятельствам начала службу в милиции: в  "детской комнате" г. Волжского, затем в областном Центре временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей, ушла  на пенсию с линии анализа и планирования штаба, имеет троих внуков https://ok.ru/messages/513014100800). Вот её очень эмоциональные воспоминания: «Я подавала сначала документы на исторический факультет, хотя особого желания именно туда поступать не имела. Когда я увидела в дисциплинах филфака такой предмет, как математическая лингвистика, то забрала документы с исторического отделения (тогда, помните, был единый историко-филологический факультет) и предложила на филологическое. На приёме документов сидела  жена преподавателя исторического отделения Омельченко. Помню очень хорошо один предмет из всех вступительных экзаменов. Он последний был по очереди, и это был английский. Перед  этим последним экзаменом у нас был очень большой промежуток - четыре дня, но три из них я пролежала с температурой 40-41 градус. У меня была какая-то инфекция, дикие рези в животе, и вот эта бешеная температура. Понятно, что не о каком там повторении материала речь не шла, потому что я думала, что даже не смогу прийти на экзамен. Но в последний день у меня все-таки температура спадает где-то в середине суток.

У меня были очень толстые и длинные косы, и вот на каком-то подсознании я, что называется, задним умом, даже не понимаю, а как-то вот предполагаю, что надо мне попробовать что-то сделать со своим обликом. Я перед экзаменом помыла голову, мои очень пышные косы  стали еще толще на вид, и поехала в университет.


 А. Лапина (Р822) в 1982 г.

Фото из архива А. Лапиной (Котовой)

Помню, входит Максим Матвеевич Загорулько наш незабвенный в аудиторию, смотрит на нас всех,  задаёт какие-то вопросы. Со мной сдавали экзамены  мои  будущие однокурсники,  Миша Плотников и Дима Гуммер,  парни из центровых школ, язык хорошо подвешен, и они вступили в  беседу с ректором.  Но тут глаза Максима Матвеевича останавливается на моих косах,  и  он спрашивает, как моя фамилия.

Фото из архива А.Белова

https://www.facebook.com/groups/329625903806050

Смотрит мой экзаменационный лист с  оценками и говорит задумчиво: «Да, этой студентке, чтобы поступить, нужно обязательно четверка…» Я понимаю эти слова, как адресованное  мне напутствие, а преподаватели молодые приняли его на свой счет. И получила я именно «хорошо». Таким  образом, я набрала проходной бал со своим «пятерочным» аттестатом и грамотами за несколько дисциплин, которые по 0,5 балла, по-моему, тогда давали. Когда имена объявляли, кто поступил, мы собрались в огромном, как мне тогда казалось, актовом зале. Я приехала прямо к самому началу, поэтому только смогла где-то в заднюю дверь войти и стоять около неё. Вдруг среди  принятых студентов нашего потока я услышала свою фамилию! И вот помню, у меня мысль мелькнула: не надо на лице отображать свою сумасшедшую радость. Я, как «портай геноссе», держала себя в руках и блюла лицо. Потом ко мне подошла моя уже однокурсница  Света Давыдова и говорит: «А что ты с таким лицом?  Даже радости на нем нет». Ну,  думаю, значит, замысел мне удался, а  к чему этот самый замысел был, понятия не имею».

Стоят: Васильева Ольга,  Жарикова Ольга,  Лопаева Галина, Борисова Елена, сидят Концедалова Наталья, Христюк Алла, студентки группы И822

Из архива Васильевой  О. https://ok.ru/profile/483876309313/album/899595366465

В 1982 году во второй раз набирали и группы заочников. В одну из таких групп (ИЗ821) посчастливилось попасть Вале Семибратовой (уже 40-ой год Валентна Ивановна Журбина работает учителем истории и обществознания в Еланском районе, в МКОУ Берёзовская СШ http://shkola-berezovskaya.ru/sveden/employees). «Я очень интересовалась публично неозвученными на то время фактами истории, - вспоминает Валентина, - любила период Великой Отечественной, не понимала, что со Сталиным не так, ну и т.д. На моём пути были прекрасные историки: в школе - Казанцева Елена Яковлевна, в Дубовском педучилище - Аршинова Таисия Ивановна. После педучилища вопрос был решён - в пединститут на историка. Но вдруг в Дубовку приехали Скрипкин А.С. и  Лопушанская С.П. и другие преподаватели нового вуза. Агитировали поступать в ВолГУ. Шёл 1982 год. Я подумала: «Университет -  это не институт!!!» У меня был красный диплом ДПУ. Решила рискнуть - подала заявление. Сразу начались трудности: надо было сдать историю на «5»,  а получаю – «4», дальше без подготовки - сочинение, немецкий и устно - русский с литературой. Ну, уж тут мое педучилищное образование пришло на помощь, экзаменаторы даже вопрошали, не в библиотеке ли я работаю. И... Ура – поступила!

Моя радость и гордость, что меня учили Когитин, Тинин, Железчиков, Страхова, Клепиков, Денисова, Скрипкин, Китаев, Кригер... Я благодарна всем-всем. Мы действительно учились, и нас учили, требовали. Помню, сдала «Основы археологии», прыгаю по ступенькам, а на меня пальцем показывают: она Кригеру сдала на «5»!!!

Всю жизнь проработала в школе. И вела (и веду) любимые историю и обществознание. Конечно, много приходилось заниматься самообразованием. Но, не смотря на то, что заочно закончила ВолГУ, знания, полученные там, очень  пригодились, стали основой».

И.Г.Тинин на субботнике около нового здания ВолГУ

Фото из группы «Пишем историю ВолГУ»https://vk.com/club5951861?z=photo-5951861_120216318%2Falbum-5951861_59415271%2Frev