ЛЕТО 1981 ГОДА

Из воспоминаний А.С. Скрипкина: «Первыми сотрудниками археологической лаборатории ВолГУ стали бывшие студенты педагогического института В.М. Клепиков и А.Н. Дьяченко, которые ранее работали в археологической лаборатории пединститута и прошли подготовку в экспедиции, руководимой мной. Летом 1981 года мы приступила к раскопкам на Кубани. Наши исследования на Кубани продолжались вплоть до 1987 года. Там же проходили практику и студенты исторического факультета ВолГУ.

Практика проходила в Краснодарском крае, Калининском районе, в поле близ села Гришковское. Из пятидесяти первокурсников-историков туда приехало 28 человек, которых можно увидеть на нижнем снимке.

Начало археологической практики в с.Гришковское Краснодарского края, июль 1981 г. (фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Крайним справа в нижнем ряду сидит Владимир Наумов, водитель грузовика ГАЗ-53, на котором прибыли палатки, запасы еды и другое экспедиционное оборудование. Рядом с Наумовым - А.Н. Дьяченко, над ним – А.С.Скрипкин.

Лагерь историков-практикантов. Июль 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Кроме студентов-историков в Краснодарский край прибыл Иван Жиденко, студент группы Н-801, в качестве штатного фотографа. Именно ему мы во многом обязаны большим количеством фотографий, сохранивших для историков визуальную память о событиях лета-осени 1981 г.

И. Жиденко (слева) и А. Синяпкин (староста группы И-801).

Июль 1981 г. (фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Именно во время археологической практики студенты-историки первого набора ещё ближе познакомились с Борисом Федоровичем Железчиковым, который был руководителем практики. Он сразу стал пользоваться большим авторитетом у студентов и студенток. Приведём ниже отрывок из воспоминаний Грушиной Виолы, гр. И-802 (ныне Макарова Виолетта Леонидовна, кандидат филологических наук https://ok.ru/profile/351533586261 )

Июль 1981 г. Слева направо: М.Мкртчан, О.Горковенко, Б.Ф.Железчиков, Т.Терехова, Н.Тельбухова, гр. И-801 (фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

«Оказавшись «в поле» после первого курса, что-то мы пали духом: на раскопе жарко, работа удручающе тяжелая! Нет-нет, копать лопатой почти не приходилось, но попробуйте-ка детским совочком, ножичком и щеточкой расчистить погребение и ничего при этом не только не задеть, но и, упаси Боже, сдвинуть со своего места!

На раскопе Коновалова Н., Сусарина Н., Гусева Л., Светличная С. под суровым взглядом Клепикова В.М. 

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Питьевая вода в том районе была только минеральная, причём часто била из-под земли непосредственно в местах наших раскопок. Поэтому её приходилось вычерпывать вёдрами.

Дьяченко А.Н. и Ломов В.(гр.И-802)

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

«А вечером еще и комары! – продолжает свой рассказ В.Грушина. «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – говорил по этому поводу Борис Федорович (только много позже я узнала, что фраза-то – пародия на известнейшие слова Карла Маркса, основу советской пропаганды) «Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих»!). Мы поверили Борису Фёдоровичу - и всё как-то изменилось. Комары и жара не исчезли, работа осталась прежней, но изменился наш взгляд на ситуацию, мы научились себя развлекать. Часто потом в жизни вспоминались эти слова...»

А развлекались мы по-разному. Всем запомнилась «Малая Олимпиада», в которой участвовали не только студенты, но и дети: А.С.Скрипкина (сын - Алексей) и В.Б. Смирнова (дочь). По воспоминаниям Светланы Чежеговой (И-801) В.Б. Смирнов, профессор филологических наук, глава кафедры русской и зарубежной литературы, литературы и журналистики ВолГУ, и Б.Ф. Железчиков были соседями и, видимо, дружили. Так как В.Б. Смирнов и его жена Смирнова А. И. уехали в фольклорные экспедиции, то боялись как бы дочь этого самого "фольклора" не нахваталась. Решили, что археологическая экспедиция более морально устойчивая. Девочку, если правильно помню, звали Эля. Я с ней и со Степаном почему-то много тогда общалась. Сама ещё ребенком была».

Открытие «Малой Олимпиады». Парад участников.

Впереди с флагом (полотенцем) Короткова Елена, И-802.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

В программу соревнований вошли такие виды спорта, как

1. Бег в спальных мешках

2. Бег с кружками, полными воды, на голове

Участники соревнований А.Зверев, С.Светличная, В.Ломов

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

3. И, для особо одарённых – бег с мячом в ногах

Участники соревнований Е.Короткова, Е. Поздеева

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

В лучших традициях Древнегреческих Олимпиад, победителей наградили венками, хоть и не лавровыми, но всё равно им было приятно!

Победители «Малой Олимпиады»:

Сергей Кузнецов (И-801) и Елена Короткова (И-802)

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Опять обратимся к воспоминаниям В.Грушиной (И802): «Говоря об экспедициях, невозможно не вспомнить песни моего однокурсника Саши Дегтярева, думаю, их помнят многие наши выпускники. Этнограф, еще один талантливый человек, с которым меня познакомил университет. Саши уже нет (с 2012 года). «Ты был неправ, ты все спалил за час», – мне лично в этой связи вспоминаются слова из песни другого барда, более известного в нашей стране». Саша Дегтярёв во время археологической практики сочинил песню «Мы такие копали ямы» на мотив известной композиции группы «Машина Времени»:

Мы такие копали ямы,
Что до Штатов рукой подать!
Мы в работе своей упрямы,
Нас работой не запугать!
Нас клиенты - и те боятся,
Даже прячутся под водой.
Все равно их достанем, братцы!
Нам нескоро еще домой! (2 раза)

Говорим мы Валере и Саше,
Что могилы пропал и след,
Что под этой, под самой бровкой
Нужной ямы в помине нет,
Говорим, что могильных пятен
нам под почвою не сыскать,
Но они все твердят опять нам:
«Надо глубже еще копать!» (2 раза)

Сил осталось совсем немного,
«минералочка» бьет и бьет,
И уже леденеют ноги,
и со лба пот холодный льет.
Тяжела археолога доля:
и в воде, и в грязи копать.
Но расстаться нам трудно с полем –
это наша вторая мать! (2 раза)

И удача придет, я знаю,
Надо верить в нее друзья!
Потому мы еще копаем,
А без веры никак нельзя.
К нам Фортуна не станет задом,
Будет Зевс благосклонен к нам.
Мы копаем, так значит надо.
Людям надо, а не богам! (2 раза)
И только небо тебя поманит
синим взмахом ее крыла…
И только-только Волга тебя поманит
Синим взмахом ее крыла…​

Каждый вечер мы рассаживались вокруг костра и слушали археологические песни, например, «За Танаисом-рекой» http://muzika2016.ru/mp3/Там%20за%20Танаис-рекой и другие) в исполнении и руководителей, и наших талантливых ребят, порой и сами сочиняли частушки на злобу дня! Например:

«Наш учитель на кургане бабой каменно сидит,

Мы ему твердим о бане, он обратное гласит».

Собирались мы все вместе не только для развлечения. Несколько раз для нас проводил практические занятия по археологии сам Анатолий Степанович. Он неторопливо и основательно, демонстрируя найденные во время наших раскопок предметы, давал подробные пояснения о том, какие племена их оставили.

Во время практического занятия А.С.Скрипкина

(фото из архива Музея ВолГУ)

Много интересного можно было увидеть и в палатке-камералке, где хранились находки, и царил старший лаборант археологической лаборатории ВолГУ Сергей Мезенцев (тогда – ещё студент-заочник пединститута, только что отозванный А.С.Скрипкиным из Палласовского района, где он работал учителем в школе). В его обязанности входила консервация, реставрация и реконструкция различных предметов, найденных в раскопах. Реконструкция от реставрации отличается тем, что предполагает собственноручное изготовление недостающих частей артефакта. Сергей с увлечением клеил глиняную посуду, начищал бронзовые зеркала, освобождал от земли черепа, собирал по кусочкам оружие и металлические орудия труда, части сбруи, собирал бусы, консервировал разрозненные части с помощью специальных составов. Наблюдать за процессом было очень интересно, тем более что Сергей оказался контактным человеком, с которым можно было поговорить на любые темы. Ныне Сергей Викторович Мезенцев находится на заслуженном отдыхе, но продолжает заниматься любимым делом – реставрацией.

С.В.Мезенцев в палатке-камералке. Июль 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Для основной массы первокурсников-историков археологическая практика закончилась в конце июля, но самые смелые остались в Краснодарском крае в составе ПЕРВОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ВОЛГУ.

Состав Первой археологической экспедиции ВолГУ. Август 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Крайний справа - В.М. Клепиков (ныне кандидат наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, археологии ВолГУ https://volsu.ru/struct/institutes/iimost/archeolog/employees/emp.php?id=000000599 ), с ним рядом – Лида, студентка пединститута, его будущая жена. Почти в центре 1 ряда сидит А.Н.Дьяченко (который почти 30 лет проработал заведующим археологической лабораторией, а с 2016 г.- научный сотрудник лаборатории археологических исследований ВолГУ https://volsu.ru/struct/institutes/iimost/archeolog/archaeological_lab/ ) , около него с двух сторон – гостьи из Уральского педагогического института, бывшие студентки Б.Ф. Железчикова, Светлана Сагнаева и Наталья Смирнова. Чётвёртый справа – шофёр В.Наумов, остальные – студенты и студентки групп И801-И802. На фото не запечатлены двое: В. Ломов и М. Асатрян.

Чуть позже к экспедиции присоединился ещё один представитель археологической школы Скрипкина - И.В. Сергацков (1955-2009), который после окончания пединститута работал некоторое время учителем истории в средней школе в селе Абганерово. Вот как описывает его первое появление на раскопе первой "новостроечной" экспедиции молодого Волгоградского государственного университета Е. Зубарева в статье «История одного археолога»:«Друзья и коллеги… с интересом следили за невысокой фигурой с рюкзаком за плечами, бодро шагающей по валу рисового чека в направлении лагеря. Именно таким он и останется в нашей памяти: невысокий, с седыми волосами в джинсовой куртке и джинсах, без которых его никто не мог представить, и обязательно с рюкзаком за плечами» https://volsu.ru/struct/institutes/iimost/new-section/index.php?ELEMENT_ID=7783

Экспедиция началась очень удачно: 5 августа, в день рождения Валерия Михайловича Клепикова, группа, работавшая утром на большом кургане рядом с х. Северный Калининского района Краснодарского края, обнаружила в погребении №3 «Золотую женщину».Вся её одежда была покрыта золотыми фигурными бляшками, на руке красовался нереально толстый браслет в виде спирали из множества колец, на шее – золотая гривна, на ногах – золотые браслеты.

Октябрь 1981 года. Справа налево: А. Дегтярёв, В. Клепиков (сидит), С.Мезенцев, новый экспедиционный водитель , И. Сергацков, М. Асатрян

История одного археолога



Захоронение «Золотой женщины». 5 августа 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Но самое главная находка – это изящные золотые серьги, от которых не отказалась бы любая красотка 20 века!!! Свете Светличной (сейчас она работает заместителем директора по воспитательной работе в одном из лицеев Ростова-на-Дону) повезло – её в этот день взяли на расчистку погребения, остальные девушки остались готовить праздничный стол. Ей и досталась честь сфотографироваться в украшениях «сарматской принцессы»!

С.Светличная (И-801) с золотой серьгой «сарматской принцессы»

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Естественно, такая находка была самым главным подарком имениннику. Но были и другие сюрпризы, например, праздничный выпуск экспедиционной рукописной газеты со стихотворением, написанным в честь В.М.Клепикова студенткой группы И802 Коноваловой Наташей. Вот его текст:

Материалы из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Новость о временном отъезде С. Мезенцева напрямую связана с «сарматской принцессой», т.к. Сергей повёз золотые находки в Волгоград, ведь обеспечить их надёжное хранение в условиях экспедиции было невозможно. По воспоминаниям А.Н. Дьяченко, из соображений безопасности «упаковали бесценные находки в грязные газеты, свёрток положили в простую авоську. Чтобы не привлекать излишнего внимания, Сергей облачился в самую непритязательную одежду и, войдя в вагон, закинул авоську с золотом на верхнюю полку. Сарматские золотые находки благополучно добрались до университета, где были впоследствии тщательно зарисованы и описаны, помещены в отчёт, который до сих пор хранится в одном из ящичков археологической лаборатории ВолГУ. Кстати, в этом же кургане Северном, но в погребении №9 была найдена ещё одна золотая гривна – ещё более красивая! После завершения процесса документирования золото было отдано в Краеведческий музей г. Краснодара.

Отпраздновав на славу, натанцевавшись и напевшись любимых песен (не обошлось без «Орла Шестого легиона» https://qmusic.me/mp3/Орёл+шестого+легиона ) на утро экспедиция вернулась к обычной жизни. Если во время практики мы питались в столовой полевого стана, то день в экспедиции начинался с дежурства по кухне.

Экспедиционная столовая Август 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

На всю жизнь Коновалова Наташа (И802) запомнила свой первый опыт приготовления завтрака на 20 человек в огромной кастрюле, когда, попав в холодную воду, макароны слиплись в массивный шар. Начальник молча вылил это месиво в отвал и приставил к нам Лидочку для обучения и контроля. Мы многому научились в экспедиции!

Дежурная по кухне Грушина В.(И-802) Август 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

И всё же главные трудности первой экспедиции были связаны с обеспечением археологических работ техникой. Огромные курганы сначала рыли скрепером, делались бровки, а люди с лопатами и совочками включались, лишь когда попадались погребения. Добывать нужные агрегаты у местных властей приходилось начальникам экспедиции. В.М.Клепиков и А.Н.Дьяченко вспоминают, что в Краснодарском крае были свои особенности этого процесса. Если в Волгоградской области археологам нередко просто сразу отказывали в помощи, то на Кубани районные руководители принимали их с распростёртыми объятиями, очень доброжелательно, давая всяческие обещания. Но в назначенный день и час техника не появлялась. Когда Валерий Михайлович и Александр Николаевич появлялись во второй раз, руководитель вызывал начальника МТС и отчитывал на его глазах, но скрепера опять не было на раскопе. Так могло повторяться долго, и только терпение и настойчивость приводили, наконец, к желаемому результату.

Техника сломалась, пойду к людям! В.М.Клепиковавгуст 1981 г.

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

Из-за такой практики раскопки затягивались, и начальникам пришлось отправить домой девушек, а чисто мужской компании остаться в Краснодарском крае до середины октября! По этому поводу А.Дегтярёв написал ещё одну песню, в которой были такие слова: «Нас осталось уж совсем мало: девять русских и один – ара!» (имеется в виду армянин М. Асатрян)

День археолога в экспедиции ВолГУ

(фото из архива Коноваловой (Ракитиной) Н.)

У студентов других отделений юного Волгоградского университета учебных практик летом 1981 года не было. Только девочки и немногочисленные парни групп Р801 и Р802 в июле уехали на фольклорную практику. Их рассказы об этом событии перекликаются и дополняют друг друга.

Н. Волкова (Р801): «Экспедиций было несколько. Я попала в ту, что ехала под Воронеж, в село Подгорное Новохоперского района. Нашим руководителем была Альфия Исламовна Смирнова. Жили в недостроенном детском садике, двери не закрывались».

О. Каракулова (Р802): «Первую ночь спали на сдвоенных детских кроватках по трое, жутко было неудобно. В большие незанавешенные окна заглядывала жадная до зрелищ "мóлодежь"».

Н. Волкова (Р801): «Первое время очень переживали из-за того, что могут быть какие-то инциденты с местным населением. Но население оказалось не просто мирным, а очень доброжелательным. Но мы-то этого еще не знали. Девчачья комната была по одну сторону коридора, мальчишеская – по другую. С нами почему-то поехали не только наши ребята, но и парнишка с РГФ, звали его, по-моему, Гришей (Бровиковым). С ним-то и вышло недоразумение. Дверь мы на ночь запереть не могли, потому что не было замка. Поэтому на всякий случай «строили баррикады». Дверь приоткрывали и ставили на неё ведро с водой, а внизу, перед дверью – тазик, чтобы, если уж кого принесет, то ему же хуже. Такая система безопасности. Принесло своих. Этот Гриша и кто-то из наших первыми наладили контакт с местными и катались с ними ночью на мотоциклах. Произошло небольшое ДТП, и ребята сильно ободрались, за йодом и зеленкой, естественно, пошли к девчонкам. А мы уже спали. И вот среди ночи – грохот, ненормативная лексика, визг проснувшихся. Кто-то сообразил включить свет. А у двери, ногами в тазике, мокрые и в крови (от ДТП), стоят наши мальчишки. Сначала было не до смеха, потом смеялись все, даже пострадавшие».

Е.Тепаева (Р-802): «Ещё помню, как местные ребята учили нас кататься на лошади. Кажется, коня звали Вася. Он был уже старичком и едва поднимал копыта, а мы пытались его заставить скакать. Но вот однажды местный мужичок вызвался нам помочь. Он стеганул Васю прутиком и разразился таким русским фольклором!!! Мы, хоть и филологи, но таких забористых и причудливых матерщинных слов никогда не слыхивали. Но случилось чудо: Вася пряданул ухом и пустился в настоящий галоп!»

Н. Волкова (Р801): «Собирали фольклор не только в самом Подгорном, но и по окрестным деревням. Народ там был гостеприимный и о-о-чень хлебосольный. Нам устроили буквально пищевой террор. И попробуй откажись – разговаривать не будут. Столько блинов, как там, мы, наверное, за всю свою последующую жизнь не съели. Мальчишкам было хуже – какие же песни без самогона? А они у нас в большинстве своем были непьющие, что создавало им большие сложности в сборе материала».

О. Каракулова (Р802): «После походов по домам и разговоров по душам с бабульками и дедульками каждое утро на пороге нашего жилища появлялись гостинцы: сало, яйца, овощи».

Н. Волкова (Р-801): «Помогали колхозникам копнить сено. А они нам выделяли продукты. Готовили сами, в садике была кухня. Если учесть, что выделяли по-деревенски, щедро, не кусочками, а, например, свиную ногу целиком, то у нас, городских девчонок, возникали проблемы с разделкой. Но все справились, готовили по очереди.

Е. Тепаева (Р-802): «Мы пытались порадовать коллег вкусными блюдами. Но не всегда это получалось. Готовить на большое количество людей - это непростое занятие, не хватало профессионализма поваров. Однажды, помню, мы дежурили с подругой по группе Р-802 Оксаной Горбань (ныне доктором филологических наук, доцентом ВолГУ). Решили сварить суп с клецками. Как это делается, знали только теоретически. В итоге, в нашем ведре-кастрюле половником невозможно было провернуть от обилия толстых, очень плотных из-за огромного количества вбитых яиц, клецок. Девочки деликатно их вылавливали из супа и откладывали в сторону. А мы с Оксаной готовы были провалиться под землю. Этот суп с клецками потом нам долго вспоминали. Но это были первые опыты с кухней».

О. Каракулова (Р-802): «Отмечали день рождения, задарили целый таз ромашек».

Село Подгорное, Воронежской области, фольклорная экспедиция.

Июль 1981 г. (фото из фондов Музея ВолГУ)

Н. Волкова и Е. Бальцевич (Р802) так описали этот снимок:(Р-801): «На фото верхний ряд (слева направо): Галя Полякова, Таня Добрицкая, Вика Лопанцева, Альфия Исламовна, Лена Текутова, Ноженкова Лариса, Кошелева Надя, далее Катя Белоусова, и с краю Марина Чернова. В начале второго ряда Таня Ломонова, Поцелуйко Оля, Сучкова Лена, в центре Наталья Волкова, Оля Каракулова. В нижнем ряду с левого края - Наташа Саенко и Лена Тепаева, с правого - Оксана Горбань, в центре Моторина Таня, Симонова Света, Жунаева Люба, Маркина Люда».

О. Каракулова (Р-802): «После дождя месили грязь по бездорожью по колено (не фигурально, а натурально), ходили в русскую баню, ездили на лошади на ферму за молоком...»

Е. Тепаева (Р-802): «Помню одну мистическую историю, рассказанную молодой жительницей села. Она видела сон, оказавшийся потом вещим. Ей приснилось, что по деревне идут три женщины: старая, молодая и девочка. Одеты были во все чёрное, шли молча, ни с кем не разговаривали. На головах у всех были черные платки, закрывающие лица. Молча они зашли в дом соседей и остались в нем. А через день в том доме случился пожар, в котором погибли бабушка, её дочь и внучка. Меня тогда эта история потрясла...»

Н. Волкова (Р-801): «Ходили по деревням группами, по двое-трое. Мы с Любой Жунаевой один раз попали в настоящую бурю, с ливнем и градом, причем между населенными пунктами. Идти пришлось километра три, ноги утопали в грязи, перемешанной с кусочками льда. Так замерзли, что потом, отмываясь ледяной колодезной водой, не чувствовали её холода. И не простыли. Что значит молодость! Купались в местной речке, прыгали с моста».

О. Поцелуйко (Р-802): «Запомнилось, что деревенские женщины долго боялись микрофона при записи песен, считали, что их снимут и покажут на ТВ. Они говорили: "А сейчас мы сыграем песню" (не споем)».

Е. Тепаева (Р-802): «Мы столкнулись с очень серьёзным отношением бабушек к сюжетам песен. Петь песню для них значило играть песню, т.е. проживать её историю. А песни были чаще всего трагические, и наши бабули пели их со слезами на глазах. Мы поначалу не были готовы к такому глубокому погружению в материал. Но пожилые женщины нас быстро перевоспитали, и мы тоже стали вместе с ними переживать за судьбы песенных героев. Тексты были, в основном, о тяжкой крестьянской доле, о незавидной женской судьбе, о неравной любви, когда девушка была зависима от барина».

О. Поцелуйко (Р-802): «Мы друг с другом соревновались, кто больше запишет песен, сказаний, диалектов. Вечерами обсуждали "добытые сокровища" за день»

Е. Тепаева (Р-802): «По вечерам все мы разбегались по тихим углам и расшифровывали записанное на магнитофоны в течение дня. Если эту работу не сделать в тот же день, тексты забываются, наслаиваются новые, и воспроизвести на бумаге то, что мы услышали днём, становится просто невозможным. Поэтому все мы очень старались найти время и записать с магнитофона на бумагу все ценнейшие тексты».

Н. Волкова (Р-801): «В общем, было весело. Потом писали отчет по практике, анализируя и систематизируя собранный материал. Позже мне очень пригодились эти навыки. Первой моей журналистской работой была статья по военному фольклору».

Е.Тепаева (Р-802): «Последнее моё воспоминание связано с покупкой настоящего пухового платка-паутинки. Альфия Исламовна пошла со мной к продавцу, чтоб не обманули девчонку (т.е. меня). Я очень ей была благодарна за поддержку и помощь в выборе. Моя давняя мечта осуществилась. Этот платок очень долго и с любовью носился, храня в себе тёплые воспоминания о щедром воронежском крае, хлебосольных людях, гостеприимстве земли Русской!»

Е.Бальцевич (Р802). Руководителем нашей группы на практике в Волгоградской области был Смирнов Виталий Борисович. В нашей группе были те, кто учился на журналистике: часть из Р802 и часть из Р801. Вспоминается Аймашева Дина, Жданова Наташа, Хуртина Наташа, Белоусов Андрей, Тёмкина Таня, Федулова Люба, Такшаитова Неля, Осипова Лена, Согрина Ира, Дзугкоева Наташа, Бурова Наташа.

Согрина Ира, Дзугкоева Наташа, Бурова Наташа

(фото из архива Е.Бальцевич)

Е. Бальцевич (Р802): «Что мне запомнилось от фольклорной практики? Село ДУбовка Урюпинского района. Большое, благоустроенное. Жили в школе-интернате, вечерами ходили в Дом культуры в кино и на танцы. В столовой нас кормили сплошь мясом три раза в день. Очень скоро мы начали ныть и просить: сделайте нам кашу, устали от мяса))) С самого утра после завтрака отправлялись на работу. Она заключалась в следующем: найти подходящий дом с пожилыми казаками, расположить их к разговору, потом уговорить спеть и следом записывали слова песни. Магнитофон был один на всех, поэтому записывали от руки. Хотя магнитофон имел у певцов бОльший успех, так как они сразу оживлялись, пели много, охотно и старательно, думая, что это непременно где-то прозвучит.

Писать было, с одной стороны, легко, так как казачья песня тянется – «дишканится», как казаки говорят. Но, с другой стороны, из-за этого бывало трудно понять растянутое слово, приходилось переспрашивать. Когда заканчивали, раздобревшие от нашего внимания бабушки начинали нас угощать, жалели, что мы, городские, все такие худенькие. Мы с удовольствием угощались.

Д. Аймашева и Е.Бальцевич

(фото из архива Е.Бальцевич)

Е. Бальцевич (Р802): «Иногда сталкивались с тем, что какой-нибудь казак нам намекал, что вот, дескать, поставили бы мне бутылочку, я бы вам и спел и сплясал. Но откуда?))

Однажды наша группа, это, как правило, четыре человека, отправилась уже за границы села, попали под дождь, потом остановили грузовик и, укрывшись какой-то плёнкой, доехали до места. Когда вышли, поняли, что до нас в кузове перевозили мясо. Мокрые, грязные отправились на задание, попали на какой-то перекресток дорог, а на нем как в страшной сказке дом стоит, в нем все настежь и внутри три женщины - три поколения, все странные, похожие, беззубые, и в доме шаром покати: сюрреализм, одним словом. Мы оттуда бегом. Так и не поняли, куда попали.

Деревенские к нам относились хорошо. Видимо, мы были для них какой-то экзотикой. Между старшими поколениями возникало какое-то соперничество. Они пытались нас подговаривать: мол, к этим не ходите, они кулаки. Но мы потом уловили, что так называемые кулаки нас всегда очень радушно встречали и кормили от души. Поэтому именно по этим адресам мы потом и шли )))

Когда возвращались в школу, то приводили себя в порядок и обрабатывали материал. Помню, что в село добирались поездом. Назад мы автобусом доехали до Урюпинска, там заночевали, так как не было билетов на поезд на всю компанию. Ночевали у бабушки, которая торговала чем-то на вокзале. Она не испугалась, что нас так много, больше десяти человек точно, повела к себе, и мы там каким-то образом все разместились в малюсенькой комнате. Так мы ещё раз убедились в радушии и доброте простых русских людей. Утром на автобусе уехали в Волгоград.

Наши записи, думаю, хранятся в архивах университета. Интересно было бы послушать. Эти экспедиции остались в памяти на долгие годы. Жаль, если нынешние студенты этого лишены».

Вот чего точно нет у современных студентов – это стройотрядов. Первый студенческий стройотряд ВолГУ состоял из самых крепких юношей всех отделений и работал на строительстве корпуса Б университета с нулевого цикла, т.е. с котлована. Вот как об этом вспоминает стройотрядовец М.Сапуненко (М-801): «Земля как камень. Командир – Полевиков (И802). Куратор - Ефремов. И как-то Ефремов говорит:"Ну-у, Худолей, возьми карандаш (лом), нарисуй яму!" Хороший дядька был, пахал лучше нас...»

Лето 1981г. Котлован универа. 1-й стройотряд

(фото из фондов Музея ВолГУ)

Ещё один боец первого студенческого стройотряда ВолГУ - С. Ойгенблик (И802) - так прокомментировал размещённую выше фотографию: «Со мной Юра Агапов, физик, комиссар отряда и классный парень. В 1981 году мы работали на строительстве университета три месяца, начиная с июля»

Закончить тему о первом стройотряде хочется воспоминаниями Р.Л.Ковалевского: «Примерно на равном расстоянии между общежитием и главным корпусом университета строители обустроили свой городок. Городок обнесли забором, поставили ворота, а над ними прикрепили лозунг, по своему содержанию и соответствию ситуации достойный пера, по меньшей мере, М. Жванецкого: «Научим всех всему!» И действительно, обстоятельства учили нас не только выживать, но и интенсивно развиваться: например, мобилизовать парней и девушек в строительные студенческие отряды ВолГУ.

Справка. План выполненuя строuтельных работ в %: 1980 г. - 45,7; I98l г. -56,1 ; 1982 г. - 58,8; 1983 г. - 80,1; 1984 г. - 90,6; 1985 г. - 73,7.

Уверен, что цифры выполнения плана строительства ВолГУ читателя не впечатляют, но что стоит за этими скромными числами? Какой полет

мысли, какая изощренность фантазии, какое упорство и упрямство и какая уверенность в том, что Университет БУДЕТ, организатора и вдохновителя наших побед - М. М. Загорулько» [Вестник ВолГУ. 2010. Юбил. вып.: Воспоминания. Мечты сбываются, с.18-20]

    Лето 1981 года  - это не только период практики Первого набора, но и время вступительных экзаменов Второго набора  молодого волгоградского университета. Пора дать слово абитуриентам  всех отделений естественно-гуманитарного факультета образца 1981 года. Начнём с  шутки, в которой есть и доля правды. Олег Говоров, группа Р-811 (ныне Олег Игоревич- столичный журналист, ответственный секретарь, ведущий редактор  еженедельника "Аргументы неделиi"): «Я был, можно сказать, обречен поступить в Университет, поскольку мои родители и старший брат окончили Ростовский университет. Причем отец и брат – юридический факультет, а мама – филологический. Кто должен был восстановить баланс, если не я?! Тем более в 1981 году, когда я получал аттестат зрелости в школе, мой старший брат как раз окончил вуз, а у мамы было ровно 30 лет со времени поступления. Так что все было один к одному. Более того, уже во время учебы в ВолГУ, я утверждал, что в родном Волгограде просто обязаны были основать Университет, поскольку в ином случае такой «ценный кадр», как автор этих строк, уедет по стопам родни в Ростов-на-Дону.  Так  что выхода у Волгограда не было. Надо было срочно Университет создавать! И год обкатки перед моим приходом  альма–матер должен был получить».  Всё закономерно!

Но был и элемент случайности или почти случайности.  Например, Степнова Аня, группа Р-812 (в настоящее время Степнова Анна Валерьевна работает редактором и руководителем  музея историй чистой воды «Фильтры» в ООО «Концессия водоснабжения» http://www.findglocal.com/RU/Volgograd/1098444043559079/Музей-историй-чистой-воды-"Фильтры&...) вспоминает: «Папе предложили работу в Волгограде - как раз к концу моего 10-го класса. Поступить в МГУ не получилось, в  Питер, куда поступили мои одноклассники, родители отпускать не хотели. А тут выяснилось, что открыт новый университет - решили попробовать. И удачно: проходной балл у меня был набран уже после трех экзаменов. Четвертый сдавала для порядка».

Выбор был отчасти случайным и для Павленко Миши, группа И-812 (сейчас - Михаил Анатольевич Павленко, кандидат исторических наук, доцент кафедры Международного морского права Юридического факультета Астраханского государственного технического университета http://www.astu.org/Content/Employee/1536),  который окончил школу ещё в 1979 году, да ещё – в Баку, «Поступить в Баку на истфак (что в университет, что в пединститут) было практически нереально. Об этом открыто говорили в приемных комиссиях вузов.  Ориентация на подготовку национальных кадров, поэтому в группы, которые обучаются на азербайджанском языке, набираем азербайджанцев, не говорящих по-русски, а в группы, обучающиеся на русском языке – азербайджанцев, говорящих по-русски. Надо было поступать «на выезде». Первая попытка в 1979 – Москва готовиться к Олимпиаде, приезжей «абитуре» не  рады. Экзамены в историко-архивный институт успешно провалены.

Год на заводе, вторая попытка – 1980, Олимпиада, Москва закрыта. Но в газете – сообщение об открывающемся (еще не открытом) университете в Волгограде. Решено: едем в Волгоград. Доводы «за»:

1) это – провинция, даст бог, не такой большой конкурс;

2) в Волгограде живет двоюродная сестра с мужем – курсантом «Слежки»,  будет, где остановиться.

По приезде в Волгоград поехали подавать документы в пединститут, в приемной комиссии нам сообщили, что идет прием документов в Волгоградский университет. Вот только тогда решено было поступать в университет. На вступительных – 3 «пятерки» и «двойка» за сочинение. Кстати, нас тогда таких двоечников много было, человек 60 - 80, у кого при отличных и хороших оценках за три устных экзамена был «неуд» за письменный.

Год проучился в техучилище. Только «красный» диплом  давал право поступления в вуз, впрочем, получить его не составило большого труда. Третья попытка, 1981 год, едем в Волгоград: там экзамены сдавал, там все понятно. Уже в Волгограде узнал, что «красный» диплом ТУ, ПТУ и, кажется, техникума приравняли к школьной золотой медали: если первый, «профильный», экзамен сдаешь на «отлично» - от сдачи остальных освобождаешься и зачисляешься в вуз».  

            Ленков Петя, группа И-812 (Ленков Пётр Германович  давно  живёт и работает в Москве, в Газпромбанке,  главным специалистом по направлению безопасности https://ok.ru/profile/79586815707) тоже выбрал университет  случайно: «Вообще готовился в мед. Когда сдавал экзамены в 10 классе,  случайно услышал во время завтрака по радио, что при университете работают подготовительные курсы. Спонтанно решил поменять будущее. От курсов проку было ноль, но я поступил сам, благо с медалью надо было сдавать один экзамен».

Ещё более решительно поменял свою биографию летом 1981 года Паша Ракитин, группа И-812 (Павла Анатольевича помотала жизнь от научного сотрудника ВОКМ до директора Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры, от коммерческого агента Торгового Дома Сарепта до учителя истории Реальной Сибирской школы в Тобольске, в настоящее время – заместитель директора по безопасности МОУ СШ № 7 Волгограда  https://oshkole.ru/orgs/26/special/struct.html). Паша со второго класса серьёзно занимался плаванием, стал мастером спорта и поступать собирался в институт физической культуры. Но неожиданно не прошёл медкомиссию по зрению!!! В подавленном настроении, не зная, куда податься, шёл по городу и встретил свою одноклассницу, которая уговорила его поступать в Университет. Она собиралась на РГФ, а Паше надо было определиться с отделением. Случайно он нашёл во дворе в стопке выброшенных книг «Пособие для поступающих в вузы по истории» - и вопрос выбора был решён! Кстати, одноклассница поступила в университет только в следующем году.


Абитуриент отделения истории Павел Ракитин, лето 1981 года 


              Кулаева Света, группа  Р-812 (сейчас Михейкина Светлана Геннадьевна, кандидат филологических наук, руководитель студии английского языка «TeddyBear» в ГБУК г. Москвы «Государственный музей - культурный центр "Интеграция" имени Н.А. Островского» http://tverskaya14.ru, в  послужном списке МТУСИ, МАМИ, МТИ) «весь 10 класс усиленно штудировала сборник задач по физике А.П.Рымкевича, собираясь поступать в Волгоградский политехнический институт. Перед выпускным экзаменом по литературе в школе подруга-одноклассница  предложила прочитать ей билеты вслух, аргументируя свою просьбу следующим образом: «Сама лучше запомнишь. К тому же тебе дикцию надо развивать, ты же наверняка в вуз будешь поступать. В общем, пригодится!». Добросовестно прочитав-прослушав теорию в паре, мы выучили все стихи и после экзамена заслужили похвалу комиссии в том, что показали глубочайшие знания по литературе! Дома, с гордостью рассказывая о своих достижениях,  я услышала от мамы  информацию о том, что в Волгограде открылся университет! Решено! Для кого открылся? Конечно, для меня! Тем более, куда еще идти с такими знаниями!»

         Есть и ещё примеры выбора университета под влиянием других людей. 

Скубиро  Оля, группа А-812 (теперь  Скубиро Ольга Александровна, работает учителем английского языка в Гимназии № 9 в Волгограде http://gymnasiumno9.narod.ru/teachers.html)   вспоминает: «Хотела поступать в Политех, но Федоренко Марина (группа А-812) уговорила меня поступать вместе с ней на английский язык и я согласилась, за что ей очень благодарна».

Слева направо: Федоренко Марина, Владимирова Таня, Евсеева Наташа, Скубиро Ольга, Карпенко Наталья, Дудакова Лена, Адырхаева Ольга, Швецова Света,

1981 год. Фото из архива Скубиро О.

Якутина Оля, группа И-811 (ныне Ольга Николаевна Мошеева, генеральный директор Издательского дома "Оптический MAGAZINEhttp://gse.optica-expo.ru/2017a/expo/opticmagazine/?lang=ru, живёт в Москве) рассказывает: «Я хотела поступать в ЛГУ, но в 1981 году не было набора на отделение древней истории, и я решила поступать в ВолГУ. К тому же профессор ВПИ  В.И.Мамонтов дал нам с  Женей Кругловым, группа  И-811 (сейчас Евгений Викторович - член президиума Совета Волгоградского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры,  ответственный секретарь, специалист по кочевникам раннего средневековья http://voopiik34.ru/about/voopiik-vlg/detail/?code=voopiik-5) рекомендации для поступления, так как мы,  будучи школьниками, многие годы занимались в Археологическом клубе «Легенда» при педагогическом институте. Тогда это было большим плюсом к аттестату».
          Олег Говоров (Р-811) уточняет:  «Кроме вышеперечисленного, на мой выбор повлияла  Лена Пискарева (теперь Ломова, работающая в школе в северном Лангепасе https://ok.ru/profile/165962244775), с которой учились в школе, жили в одном дворе, моя мама преподавала у нее литературу. Кстати, почему-то она выбрала физмат, хотя очень хорошо у нее шла та же литература.    В старших классах школы № 9(ныне – гимназия №3) пару лет плотно общался с Олегом Захарьевым (И-802), который также был на первых ролях в ученической и общественной жизни на историческом факультете и в вузе в целом. Пересекаясь с ними, слышал об университете, расспрашивал, думал. Тем более, до появления в нашем городе ВолГУ, истинному гуманитарию было два пути: или Пединститут, или искать счастье в других городах».

Выпускником школы № 9 был и будущий студент группы И-811 Гоша Евсюков  (ныне  Игорь Юрьевич трудится специалистом по подбору кадров на Волгоградском заводе Весоизмерительной Техники http://vzvt.ru/volgogradskiy-zavod/). Он узнал о существовании университета в Волгограде от учительницы химии Татьяна Семёновна, дочь которой (Ирина  Иерусалимова, И-801) уже в нём училась.  Татьяна Семёновна на уроках с таким энтузиазмом рассказывала своим ученикам о преподавании археологии и о предстоящей  археологической практике, что Гоша «заразился» мечтой стать археологом. 

image002

Студенты группы И811 Котёлкин Костя, Бунин Саша, Евсюков Игорь, 1981 г.

Фото из архива Евсюкова И.


По воспоминаниям Евсюкова (И811), среди абитуриентов Второго набора исторического отделения было как минимум два человека, которые рассматривали учёбу в ВолГУ лишь как своеобразные бесплатные занятия с репетиторами. Например, Олег Залесов (И811) летом 1981 года совершил попытку поступить в Московский военный институт и понял, что туда проходят либо по большому блату, либо с чисто «пролетарским» происхождением и обширными знаниями. С происхождением у него было всё нормально, а вот объёма знаний не хватило, и Олег решил подготовиться к сдаче экзаменов в тот же институт путём обучения на первом курсе ВолГУ. Это у него прекрасно получилось, он поступил в следующем году на факультет переводчиков (китайский язык), сейчас живёт и работает в Китае.

В группе И812, как утверждает Евсюковтоже был студент, с первого взгляда не вписывающийся в систему ценностей основной массы первокурсников – это Черкасов Александр. Из всех предметов он уделял особое внимание лишь  латыни и философии, а после первого курса поступил в Одесскую духовную семинарию.

image004

Группа И812: (верхний ряд) Медведев А., Калинина С., Ракитин П., Феникова Е.,

(средний ряд) Черкасов А., Хламова Г., Горбунов А., Боканёва И., Худякова И., Никитина С., Гобачёва Т., Деточенко В., Джегло А.,

 (нижний ряд) Павленко М., Токарев С.

Многие абитуриенты 1981 года называют другие причины выбора совсем юного волгоградского вуза. Например, Галя Турченко, группа Н-811(Галина Геннадьевна Соина работала в ВолГУ с 1991 по 2012 гг. на кафедре немецкой филологии старшим преподавателем https://ok.ru/messages/560236248182): «Университет выбрала из-за того, что он был рядом с моим домом и школой».

Беленчиков Сергей,  гр. Н-811 (ныне - свободный художник, делает иконы https://ok.ru/profile/560082806914) поступил в ВолГУ довольно поздно (в 23 года). «А до этого был, как говорится, "за плечами", художественный институт. Решил изучать немецкий язык. Видимо, потому что художественная натура требовала реализовать  желание объять необъятное».

В истории поступлений в вузы Белоножко Андрея, группа И-811 (сейчас Андрей Иванович работает в Региональном отделении ДОСААФ России Волгоградской области https://www.facebook.com/profile.php?id=100001771557670) ВолГУ был третьим высшим учебным заведением. В 1980 г.  я пытался вместе со своим лучшим другом и одноклассником покорить пединститут, ибо у нас  было на руках направление от райкома комсомола Дзержинского района именно туда. Но квота для городских абитуриентов в педе была мизерная, мы с другом не добрали полбалла, и я ушёл на второй круг. Друг, кстати, через месяц поступил в ГИТИС и давно является ведущим артистом оперы в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженным артистом РФ. На следующий год мной была предпринята попытка стать студентом МГУ с конкурсом 12 человек на место. Экзамены в МГУ были на месяц раньше, чтобы неудачники имели попытку поступить в вузы попроще. Я не добрал баллы, вернулся в Волгоград и в ВолГУ (с двухлетней-то подготовкой) поступил без проблем».

            Света Крюкова, группа И-811(Светлана Александровна Крюкова более 30 лет работает преподавателем общественных дисциплин в Профессиональном лицее имени Александра Невского в г. Краснослободске http://pu42.3dn.ru/kadrovyj_sostav.docx) университет выбрала, потому что этот вуз «был новый и никому не известен, очень хотелось начать свою взрослую жизнь вместе с таким же молодым учебным заведением. А еще говорили, что там подобрались самые лучшие педагоги из разных вузов.

             Когда Яваева Кадрия, группа М-811 (ныне - Курмакаева Кадрия Таиповна, работает бухгалтером в г. Ленинске Волгоградской области https://ok.ru/profile/358004230658) узнала об открытии университета в Волгограде, то  чётко осознала, что хочет учиться именно здесь и только здесь: «во-первых, престижность – все-таки это университет, а не институт, во-вторых,   более широкий выбор специализаций. Я хотела быть программистом, а после пединститута, как я думала, прямая дорога только в школу! А  перспектива быть учителем меня не привлекала. В Москву родители не отпустили, поэтому однозначно: поступаю в ВолГУ,  на математику».

          Мироненко Олег, группа И-812 (Олег Владимирович перепробовал в 90-е годы много занятий, потом работал заместителем главного редактора  журнала "Аэрофлот", затем главным редактором журнала авиакомпании A7, в РИА Новости, ТАСС и т.д., написал на разные  темы примерно 10 книжек, сейчас трудится в одной из столичных телекомпаний https://www.facebook.com/oleg.mironenko.1426так объясняет свой выбор: «Родители в политех сватали, а я в этих сопроматах и т.д. как свинья в апельсинах. А больше и некуда было. Хотел в Плешку попробовать, но потом понял, что без блата там ловить особо и нет смысла. Романтическое желание поступать в Одесскую мореходку к тому времени уже ушло. Выбор был не очень велик - не в Пед же, чтобы потом в школе работать. А так думалось, что... Впрочем, годы учебы мне в целом понравились, но профессию выбрал не верно. Потом журфак МГУ закончил, но и это, думаю, также был плохой выбор».

          А вот Марина Горюнова, группа  А-814 (Марина Адольфовна Сыч в настоящее время живёт в Бресте, ст. преподаватель кафедры немецкого языка и лингводидактики в БрГУ им. А. С. Пушкина. Факультет иностранных языков http://www.brsu.by/div/kafedra-nemetskoj-filologii-i-lingvodidaktiki) никогда не жалела о выборе: «Выбрала университет потому, что хотела заниматься языками вне педагогики, поэтому пединститут не рассматривался изначально. Уже тогда было понимание, что новое - это лучшее, передовое, современное, амбициозное. Работая в вузе более 20 лет, горжусь тем, что моя alma mater – ВолГУ».

             Закончим тему выбора вуза в 1981 году тем же, чем и начали – воспоминаниями Олега Говорова (Р-811): «Тогда, почти 40 лет назад, я уже начинал «бороздить» черно-белые пространства местных СМИ. Несколько  коротких заметок было опубликовано в молодежной газете «Молодой ленинец», заработаны первые гонорары, которые наряду с завышенным самомнением, заставили подумать, что растет, минимум, второй Гиляровский. Не помню уже от кого, но получил информацию, что Университет будет готовить журналистов. Для этого при филфаке создан небольшой спецсеминар, который дает основы журналистики. И вроде как в будущем ожидается практика в газетах. Забегая вперед, скажу, что практика потом через четыре года действительно в районных СМИ была. Поэтому, после последнего звонка в школе решение было принято и одобрено на семейном совете.  Под чутким присмотром мамы – известного и строгого завуча одной из школ Центрального района - началась подготовка к вступительным экзаменам в Университет».

Беленчиков Сергей,  гр. Н-811 (ныне Сергей Викторович -свободный художник, делает иконы https://ok.ru/profile/560082806914) поступил в ВолГУ довольно поздно (в 23 года). «А до этого был, как говорится, "за плечами", художественный институт. Решил изучать немецкий язык. Видимо, потому что художественная натура требовала реализовать  желание объять необъятное. До поступления в ВолГУ около года  числился на кафедре физвоспитания,  а работал у проректора по АХР Рощина Олега Алексеевича в отделе снабжения "Тяни-Толкаем" и агентом по снабжению».

беленчиков

Фото из архива С. Беленчикова (Р-811)

  

          Света Крюкова (И-811): «Из вступительных экзаменов помню, что было слишком много абитуриентов, приходилось подолгу ждать своей очереди. На историческом отделении было четыре человека на одно место, а если учесть, что было множество медалистов, то и того больше».

Галя Турченко (Н-811): «Из вступительных испытаний мне больше всего запомнился экзамен по литературе (сочинение). Темы были такие сложные, что я долго решала, какую выбрать. Выбрала про природу в поэзии XIX века и написала на «хорошо»!!!»

Яваева Кадрия (М-811): «От первого экзамена по математике зависело все! Я была золотым медалистом, поэтому мне нужна была только «пятерка». В первую партию экзаменуемых я не успела попасть. С волнением встречала первых «отстрелявшихся». Помню, вылетела Слезовская Оля (будущая студентка гр. М-812) – раскрасневшаяся, счастливая: она ответила на «отлично». Мы ее подробно расспросили о дополнительных вопросах, она все рассказала нам. Потом ответ на этот же «допвопрос» сыграл решающую роль в поставленном мне высшем балле!»


К.Яваева,  Е. Богданова( М-812) и Е.Красуля (М-811). Осень 1981 г.

Фото из архива К.Яваевой

Степнова Аня (Р-812): «Из вступительного экзамена по литературе (устно) запомнился Николай Семенович Ковалев - с вопросом о романе "Мать": почему он именно так называется, хотя речь больше о сыне? Экзамен по французскому: в билете был вопрос о подвигах защитников Сталинграда. Я в тот момент не могла бы и по-русски рассказать. Сказала, что приехала из Казахстана - и мы мило поболтали с экзаменаторами обо всем подряд, без подвигов. Удивила ситуация на экзамене по истории. Мне сказали, что лучше бы я отвечала по пунктам: первое, второе, третье. Я показала листок, с которым готовилась отвечать: там были именно пункты. Ну, неееет, сказали мне, но «четверка» вас устроит? Согласилась».


Аня Степнова (Р-812), 1 курс.

Фото из архива А. Степновой

        Олег Говоров (Р-811): «Как сейчас помню, на 50 мест конкурс на русскую филологию был где-то 160 – 170 человек. Примерно 3,5 абитуриента на одно место. Запомнилось, как ребята, которые уже отслужили в армии, приходили в военной форме, а больше всех развеселил Юрий Балусов (группа А-812), который явился на экзамен в форме и сандалиях!


Юрий Балусов (А-812) Фото из архива С. Беленчикова

Была информация, что при первом наборе проходной балл был равен 19,5. При этом учитывался аттестат. Нехитрые арифметические расчеты показывали, что при моем «пятибалльном» аттестате достаточно было получить три четверки и один трояк. Но об этом и мыслей не было! Мама – преподаватель русского языка и литературы, английский я знаю (как говорил Крамаров в «Джентльменах удачи»), а история всегда была моим «коньком». Одно время даже были колебания - выбирать истфак или филфак. Журналистика перевесила.   Так что минимум пара «пятерок», как я думал, обеспечены.

О том, что Университет это действительно, что – то особенное, стало ясно после первого же экзамена – сочинения. В комиссии был                    Н.С. Ковалев, то есть мужчина, который строго следил за тем, чтобы никто не пользовался шпаргалками. Итоги были ошеломляющими. «Пятерка» была только одна. Как выяснилось позднее, у Светланы Камышевой (ныне Камышева Светлана Юрьевна - доцент кафедры русского языка Института русского языка и культуры МГУ имени М.В.Ломоносова http://www.irlc.msu.ru/struktura/kafedryi/kafedra-russkogo-yazyika/teachers/kamyisheva-svetlana-yure.... Поскольку она была золотой медалисткой, то ей этого для поступления хватило. Светлана была первой на филологическом отделении факультете из Второго набора точно! А может и из всего Второго набора. У десяти человек, в том числе и вашего покорного слуги, были «четверки». «Тройки» отхватили 90 (!!!!) человек. И 40 вылетели сразу, получив «пары».

Белоножко Андрей (И-811): «Больше всего запомнилась сдача письменного экзамена по русскому языку. Он же - известное всем абитуриентам Советского Союза как сочинение, на котором отсеивались все неугодные. Четыре темы: три на обязательные произведения из школьной программы и одна - свободная. Так сложилось, что все три обязательных темы (что удивительно, ибо литературу я знал хорошо и сочинения писать умел) у меня вызвали лёгкую оторопь. Ибо в них я «плавал». Свободная гласила что-то типа "Образ молодого человека в современной поэзии". Я выбрал её, рассудив, что современная поэзия понятие растяжимое и неохватное, знать её целиком не может никто, а что за образ требуется создать, ясно как белый день - образ строителя коммунизма. Кое-какие стихи по теме я, конечно, знал. В остальном мне помогла здоровая юношеская наглость, уже испробованная мной на экзаменах в МГУ. Там я придумал эпиграф к сочинению - "Капитализм это паразитический грибок, выросший на теле человечества", и скромно приписал его перу Хемингуэя. Прокатило. Поэтому при написании вступительного сочинения в ВолГУ я наглым образом записал в современные поэты несколько своих одноклассников, сочинял на месте какие-то рифмы и таким же наглым образом приписывал их известным поэтам. В памяти сохранился следующий «шедевр»: «Гласит история - вовек рождается в работе человек»! За сочинение я получил «4» (насколько я помню, на весь поток поступающих в 1981 историков не было ни одной пятёрки и всего с десяток четвёрок), и это избавило меня от необходимости написания тотального диктанта на грамотность месяцем спустя для поступивших».

Олег Говоров (Р-811): «Уже после сочинения мелькнула мысль, а кто поступать будет?! Поскольку, общаясь с одноклассниками и другими знакомыми, кто шел в другие вузы, знал: даже «четверки» там считались провалом. Требования в Университете были гораздо выше. Дальше - больше! По итогам вступительной сессии, проходной балл для филологов оказался равен – 17,5! Я со своими тремя четверками, одной пятеркой и общей суммой в 22 балла чувствовал себя королем! Хотя от мамы нагоняй за «четверку» по устному русскому и литературе получил хороший. Но там была своя ситуация. Экзамен у меня принимала учительница, сын которой, Женя Скоркин, тогда служил в Афганистане, а в Университет он поступит лишь в 1982 году. Поэтому она очень лояльно относилась к «армейцам» и немного недолюбливала тех, кто тогда ещё «пороха не нюхал». На мой вопрос: «За что, четыре?!», последовал ответ, что пятерок она практически не ставит».

Кулаева Света (Р-812): На второй экзамен по русскому языку и литературе (устно) я ехала абсолютно уверенная в себе и своих «глубочайших знаниях», подкрепленных полученной оценкой «4» за сочинение.    Но крушение иллюзий произошло быстро. Сразу смутило то, что никто из абитуриентов не хотел заходить в аудиторию в первой пятерке. Ну, кроме будущих отличников. Заглянув в кабинет, я увидела молодого мужчину в очках, с бородой, как потом выяснится, это был                   Николай Семенович Ковалев. С недоумением посмотрев на жмущихся к стенам конкурентов, я решительно вошла в аудиторию с мыслями о своем красивом голубом платье. В доставшемся билете увидела Современную Лениниану и сразу поняла, что моя аполитичность решила отомстить мне в самый неподходящий момент. Да и классик (М.Е. Салтыков-Щедрин) достался на тот период жизни не самый любимый. Вскоре я услышала вердикт: «Ваши знания по литературе мы оцениваем на 2, переходим к русскому языку!» Сразу подумалось, что другой на моем месте расплакался бы, но я буду биться до конца! Меня спасло то, что Н.С. Ковалев – языковед. А потому вторая часть ответа перевесила литературную преамбулу. Спасла находчивость, а также любовь к фильму «Операция Ы…». На вопрос о суффиксах мозг ответил одним правилом, чем очень удивил преподавателя:

–И все?

– Нет! Не все! Суффиксов много, но от волнения я их забыла.

– И что вы предлагаете?

– Вы приводите пример, а я тут же формулирую правило!
Игра началась и доставила нам обоим лингвистическое удовольствие! Комиссию подкупило и то, что в практическом задании я смогла объяснить постановку знаков препинания (в чем кто-то накануне ошибся, к моему счастью). Закончился экзамен на высокопарной ноте: «Отличные знания по языку и абсолютно никаких по литературе! В какой школе так учат? Но мы смело можем поставить вам «3»!» Комиссия и не догадывалась, что девочка в голубом платье гордо выйдет за дверь, мышкой прошмыгнет по коридору и разрыдается, как только покинет стены университета. Так бы хотелось ей сейчас крикнуть вслед: «Светик, останься, и ты увидишь, что в тот день у Ковалева многие получили «двойки», а «тройку» сочли за счастье».


Сентябрь 1981 г. Счастливые первокурсники группы Р-812: Алексей Гребенюк, Светлана Кулаева, Людмила Василенко, Татьяна Зимина, Татьяна Сидоренко, Александра Радомысльская, Светлана Игнатенкова

Фото из архива С. Кулаевой (Михейкиной)

Скубиро Оля (А-812): «Запомнился экзамен по истории. Сдавала я его Ефремову Александру Алексеевичу. Мне достался билет про 25 съезд и декабристов. Помню, что отвечала очень хорошо, сама тогда даже удивилась этому. После сдачи экзамена мне предложили переложить документы на историю. Другие экзамены совсем не помню».

Кулаева Света (Р-812): На вступительный экзамен по истории я забыла экзаменационный лист, пришлось возвращаться домой, и в результате я появилась в коридоре университета, когда все приличные люди уже сдали. Мало того, эти люди уже знали, что полученных баллов им хватает для поступления! Поэтому меня напутствовали счастливые лица. Славик Песков (Р-812) попросил меня назвать вопросы, которые я знаю на «5». Якобы они мне и достанутся. Отмахиваясь, я все же произнесла: «Причины поражения Первой русской революции, ну и какой-нибудь труд (придумаю что-нибудь)». А Ирина Тимошенко (к сожалению, отчислена после первой сессии) радостно перекрикивала Славку: «Самый нижний билет бери! Они его от тебя спрятали!» Все это наблюдала приемная комиссия через открытую дверь. Не надо говорить о том, что я подняла кипу оставшихся билетов со словами: «Где тут у вас самый нижний?» Когда я его перевернула, то не могла поверить своим глазам. В билете к причинам поражения Первой русской революции был добавлен «Труд послевоенных пятилеток». Сразу приступила к подготовке второго вопроса, т.к. про труд, который я так хотела, надо еще было что-то придумать. В момент своих исторических фантазий я обратила внимание на то, что председатель приемной комиссии (а это был Б.Ф. Железчиков) с пристрастием спорит с абитуриенткой по поводу таких деталей, что мои вольные фантазии потерпят крах при первом намеке на них. Лихорадочно думая, как себе помочь, я взмолилась, чтобы кто-нибудь позвонил преподавателю. Через несколько минут открылась дверь и донеслось: «Борис Федорович! Вас к телефону!» Быстро посчитав, сколько минут потребуется на то, чтобы дойти до кафедры, поговорить по телефону и вернуться, я поняла: «Это мой шанс!!!» и рванула

к столу комиссии. Понимая, что передо мной учителя школы, я дала волю своей фантазии, рассказывая про труд на полях Волгоградской области, комсомольские бригады завода «Красный октябрь», соц.соревнования трудящихся завода «Баррикады», но почему-то совершенно забыв о хрестоматийных вещах: БАМ, Целина и др. Педагоги не подвели и тут же вступили в игру: – Блестяще! Задаем дополнительный вопрос. Отвечаете – «5»! Идет?

–Идет!
Выслушав вопрос, я рассмеялась:
–Эх! Ставьте «4»!
          На этой веселой ноте вошел председатель. Успела! Надо сказать, что вступительные экзамены врезались в память яркой страницей. Видно желание поступить было очень высоко! А игра и игровые технологии сопровождают меня всю жизнь».

Ленков Петя (И-812): «На моем единственном экзамене по истории я оба вопроса знал и по ним ответил. Но Б.Ф. Железчикову этого было мало, и он стал гонять по материалам то ли ХХ, то ли ХХI съезда. Тут, конечно, я поплыл. И когда перед комиссией встал вопрос "что будем ставить?", у меня возник мандраж. Единства у членов комиссии не было. Тогда                   Борис Фёдорович милостиво сказал: "Ну, если так хочет стать учителем - давайте поставим "отлично". Вот так я и поступил».

Якутина Оля (И-811): «В группе, с которой я сдавала экзамены, были Олег Мироненко (И-812) и Ирина Соломенцева (группа И-812). На экзамене по истории мы очень переживали, так как перед нашим заходом в комнату туда вошел Б.Ф.Железчиков и сказал, что-то у вас «пятерок» многовато, и посыпались «двойки» и «тройки». Олежке Мироненко досталась битва под Полтавой. Такого красноречия я от него больше никогда не слышала и не видела - театр одного актера! Что попалось мне, не помню. Но когда экзаменатор сказал - у Вас «отлично», можете идти, я, сквозь полусознание, спрашиваю - а где мне расписаться? Что? В чем расписаться? не знаю... Иди, девочка, иди. Все закончилось».


О.Якутина(И-811), И. Соломенцева, Э.Сафронова, Худякова И.(И-812) Ноябрь1981г. Фото из архива О.Якутиной

 

          Мироненко Олег (И-812): Что запомнилось во время поступления? Толком ничего. Сдали последний экзамен - поехали отметить в какой-то пионерский лагерь. Тогда у нас уже и сложилась компания. На берегу речки посидели хорошо».



Н. Волкова (Р-801): «На втором курсе в колхозе мы были в хуторе Вертячий. Вертячий сильно отличался от «Волго-Дона». Если первый был совхоз-миллионер (условия там были простые, но в тепле и даже с теплой водой, питание было тоже простым, но качественным), то второй – середнячок, из «пьющих и отстающих». Соответственно, и отношение, и условия для студентов. Кому повезло – жили в вагончиках. Один из этих вагончиков однажды загорелся, правда, успели потушить, не доведя до настоящего пожара, потом прорвало колонку, и этот же «невезучий» вагончик подтопило ледяной водой, после чего на нем вывесили плакат: «Мы в воде ледяной не плачем и в огне почти не горим!..» Мы же попали в барак «в чистом поле». По ночам уже были заморозки, картошку утром выкапывали посиневшими руками.


На сборе картошки. Крайняя слева – Катя Житина, И801, стоит Света Прокопенко, И802 . Фото из архива С. Прокопенко (ныне Герасименко Светлана Викторовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Волгоградского социально-педагогического колледжа, кандидат пед. наук, почетный работник среднего профессионального образования https://www.vspc34.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=15:uchebnii-otde...)

 Как всегда в наших краях, ночью было холодно, а днем – даже жарко. В поле выезжали в куртках, а к полудню раздевались до футболок, а иногда и до купальников, загорали.

Наташа Перепелицына (И801), Света Прокопенко (И802), Оля Фролова (И802), Вера Михина(И801), Марина Гусакова(И801), Оля Лобынцева (И802) Фото из архива С. Прокопенко


Оля Фролова, группа И-802 (ныне Ольга Белявская живёт в Минске, работает в малом бизнесе https://ok.ru/profile/572678255010) так описывает представленную выше фотографию: «Это мы в колхозе на уборке урожая, поэтому в стареньких пальтишках и платочках Платочек не сдует! А шапчонку - только так!!! И у меня тоже есть такое фото, я его берегу». Вторит Оле Е. Тепаева (Р-802): «А кто ж на поля Родины хорошо одевался? Чай, не дискотека. Мы ж практичным поколением были. В загашнике всегда плохая одежонка имелась для колхозов и субботников. Это сейчас и в пир, и в мир жар-птицами порхают». Н. Волкова (Р-801): «Пробыли в колхозе больше месяца, к концу уже шел снег. Обогревались допотопным электрическим обогревателем (три ножки и раскаленная поверхность сверху), который почему-то называли «козлом», на нем же сушили белье с полным нарушением правил техники безопасности и непредсказуемым результатом.

Отчёт о проделанной работе. Крайняя справа - Оля Горковенко(И801), слева от неё – Тая Терехова(И801) Фото из фондов Музея ВолГУ 

Колхоз организовывал баню, но в ней мылись и шабашники пониженной социальной ответственности, поэтому особо брезгливые (к которым и я относилась) мылись в купальниках под ледяной водой колонки. А еще бегали мыться на Дон, моржевали. Это был русский экстрим: после работы бегом примерно 2 км, вымыться в ледяной сентябрьско-октябрьской речной воде, выскочить, растереться полотенцем, быстро натянуть джинсы, свитер и кроссовки и бегом до лагеря, чтобы согреться. Вечером на периметре (там, где по квадрату стояли вагончики) устраивали танцы и соревнования.

Слева направо верхний ряд: спиной стоит Галя Полякова, далее - Таня Канищева, Люда Маркина, Наташа Бурова. Второй ряд: Ирина Согрина, сидит перед ней спиной (падает) Лена Текутова, потом Оксана Горбань, Наташа Дзугкоева, Наташа Хуртина, далее ?, дальше Наташа Саенко и в правом углу Наташа Жданова Фото из архива Н.Волковой(Алексеевой)

 

Соревнования, конечно, были связаны с картошкой (например, в эстафете команды соревновались, кто быстрее пройдет дистанцию, держа на голове кружку, и при этом очистит картофелину, или: у кого шкурка очищенной картофелины будет самой длинной и тонкой). Закономерно побеждали не девочки, а отслужившие в армии мальчики, т. к. у них опыт чистки картофеля оказался больше». М. Сапуненко (М-801) «В 1981 году мы ездили в колхоз - Вертячий. Командиром отряда был Саша Синяпкин (И801). Собирали картошку. Было весело... Кутили, танцевали вечером... Дружили - враждовали с местными (местные разные бывают! Одни за нас - другие против...) Есть фото, например, я и автобус, на котором нас возили в поле.

М.Сапуненко, х. Вертячий. 1981 г. Фото из арх. М.Сапуненко 

Н. Волкова (Р-801): Работали много, а еда в столовой была, мягко говоря, не очень. Поэтому выделяли по ведру картошки на отряд. Картошку иногда пекли в костре, но костер не всегда была возможность развести (надо было уйти в степь, найти дрова и т.п.), поэтому чаще варили прямо в ведре, огромным кипятильником. Вода не успевала вскипеть, а картошка рядом с кипятильником уже была готова».

Лена Волгапова и Наташа ( А80?) Фото из арх. М.Сапуненко 

Условия в этом колхозе были сложные, продержали нас там до снега, поэтому постепенно люди заболевали, уезжали домой лечиться, и, в конце концов, остались только двое, причем самых худосочных – я и Ксюша Горбань. На ежедневной линейке факультеты выстраивались по периметру – каждый на одной стороне квадрата. Мы сиротливо стояли вдвоем. Видимо, выглядели очень жалостливо, и историки забрали нас к себе».

Крайняя справа - Марина Мкртчан (И801), рядом с ней - Света Воронкова(И802), в верхнем ряду- Андрей Мауллан(И802), Вера Михина(И801), Лена Кузовкова И801(ныне проживает в Голландии) Фото из архива Н. Перепелицыной (Пряниковой)

Курьёзный случай описывает В. Михина (И-801): «Про колхоз на втором курсе, тот, где Андрей Мауллан на фото в женском окружении - запомнилось, что мы прятали вёдра от первокурсников в траве (вёдер для сбора картошки не хватало) и сами забыли, где спрятали. Марина Мкртчан, группа И-801(впоследствии - работник Волгоградской областной прокуратуры https://ok.ru/profile/352179778972) была бригадиром. Так вот, мы ругались, что у нас вёдра стащили. А тут трактор по этим вёдрам проехал! И мы эти вёдра, ставшие плоскими после утюжки трактором, расправляли под ухмылки первокурсников». Н. Волкова (Р-801): «Вспомнила ещё одну смешную историю. Мы с Ксюшей Горбань ((Р-801) как-то добрались до сельмага х. Вертячего и купили там тушенку в банке. Вечером раздобыли огромную сковородку и нажарили прямо на «козле» картошки с тушенкой. Это был праздник живота. Объелись, а на сковородке оставалось еще много еды. Выбросить было жалко, а съесть невозможно. Сидим и смотрим на сковородку. И тут в дверь постучали однокурсники: «Девчата, у вас поесть ничего нет?» Мы такие радостные: «Есть, много, заходите». Ребята начали есть, и вдруг один поперхнулся и вытащил изо рта огромный клык. Тушенка оказалась из крольчатины. А мы-то даже не посмотрели этикетку. Конечно, они не преминули съязвить: «Теперь мы понимаем, куда вы остальных дели!» Нас все время посылали на картошку, а один раз отправили на арбузы, на которых работала какая-то военная часть. Мы обзавидовались, и тогда они привезли нам на грузовике арбузы. Много. И мы вдоволь наелись арбузов!» О. Горбань ((Р-801): «Учебный год начинался с работы в колхозе, Была такая традиция во всей стране. Никто не испытывал особой гордости за то, что помогал великой стране собирать урожай, но это была прекрасная возможность романтично отдохнугь после работы. Конец авryста и сентябрь - удивительная пора. Ночной звездопад, бабье лето на Донy - незабываемo! Мы ночью иногда уходили в степь или на Дон с гитарой, пели песни у костра. Однажды в тихий, солнечный воскресный день впятером пошли на берег Дона, захватив удочки. С нами в группе учился парень из Дагестана - Гаджи Ильясов.

Гаджи Ильясов, группа Р801 Фото из архива О. Горбань

 Гаджи отправился ловить рыбу (есть хотелось постоянно, несмотря на питание в столовой), а мы стали рaзводить костер. Через 10 минут Гаджи приходит с пятью карасями. Мы восславили его рыбацкие способности и начали выяснять, какие есть способы приготовления рыбы на натуральном огне без кухонной утвари. Наши знания ограничились тремя рецептами, и, чгобы никому не было обидно, испробовали их вce. Одну рыбину зажарили на сымпровизированном вертеле, две запекли в золе, завернув в лопухи, и две запекли, обмазав илом. Вкуснее рыбы, наверное, больше в жизни едать не приходилось. Кстати, потом Гаджи признался, чтo на берегу встретил рыбака, обаял его - и тот подарил ему рыбу для голодных девушек» [материалы Юбилейного Вестника ВолГУ, 2010, с.95] Н. Волкова (Р-801): «Был и неприятный эпизод. Послали нас с Наташей Дзукоевой (Р-801) и еще несколькими девчонками на ток. Подбрасывали лопатами зерно из бурта хлеба в зерноподборщик. В бурте мы неожиданно обнаружили несколько противопехотных мин. Вызвали саперов. А нас опрашивали представители КГБ. Что это было – до сих пор не знаю. Возможно, какая-то диверсия, т.к. тогда в тех краях проходили учения, танки по селу ходили».