ch

en



Array ( [0] => Array ( [TEXT] => Новости [LINK] => /about/30years/news/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [1] => Array ( [TEXT] => Попечительский совет [LINK] => /trustee/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => Мои университеты [LINK] => /about/30years/my/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [3] => Array ( [TEXT] => Поздравления [LINK] => /about/30years/pozdr/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 3 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [4] => Array ( [TEXT] => Летопись [LINK] => /about/30years/history/1972_1989.php [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 4 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [5] => Array ( [TEXT] => Галерея [LINK] => /30years/gallery [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 5 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) )
Мои университеты

Мои университеты

«Мои университеты» – это рубрика, в которой мы расскажем о прошлом, настоящем и будущем аlma-mater. Наши выпускники, преподаватели, сотрудники расскажут о том, что значит – «Университет», о том, чем для них стал наш ВолГУ, откроют секреты профессионального мастерства. Их истории – это история нашего времени, времени Волгоградского государственного университета. 
Университет – это образовательные программы, это научные школы, это инновации и международное сотрудничество. Но прежде всего это люди, чей труд – залог успеха нашего процветающего вуза, празднующего 30-тилетний юбилей.  
Более 14 тысяч студентов и аспирантов, свыше 30 тысяч выпускников считают ВолГУ своим домом. Аlma-mater гордится успехами своих «питомцев», верит в их счастливую звезду, любит, помнит каждого.  
Преемственность поколений – та основа, которая, наряду с качеством образования и развитием науки, становится фундаментом успеха. Студенчество – золотая пора молодости и надежд, время взросления и становления личности, самоопределения и приобретения будущей специальности. Талантливые, креативные и активные выпускники – наша надежда и опора, наше будущее – достойно реализуют на практике полученные знания и навыки. А профессиональное становление начинается с учебы у грамотного, компетентного и успешного преподавателя. Преподавателя, которого выпускник помнит всю жизнь.  
Все вместе мы – преподаватели и сотрудники, аспиранты и магистранты, студенты, выпускники – все мы – Волгоградский государственный университет. Мы ратуем за процветание, развитие, благополучие родной аlma-mater. Людям университета посвящается этот раздел.

Косова М.В.

«ВОЛГУ – МОЯ ЖИЗНЬ!»

МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА КОСОВА ЦЕНИТСЯ СВОИМИ СТУДЕНТАМИ КАК СПРАВЕДЛИВЫЙ И ПОНИМАЮЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, СОСЛУЖИВЦАМИ — КАК ОТВЕСТВЕННЫЙ И ТАЛАНТЛИВЫЙ КОЛЛЕГА ПО РАБОТЕ, НАЧАЛЬСТВОМ—КАК ЦЕННЫЙ СОТРУДНИК. ЧТО ЖЕ О СВОЕЙ ЖИЗНИ ГОВОРИТ ОНА САМА?

kosova_res_1.jpgДетство Марина Владимировна, которую тогда ещё по отчеству называть никто и не думал, провела на Курильских островах. По её словам, училась она в «малюсеньком бараке» без каких-либо условий, но преподаватели, жены офицеров, вкладывали в обучение детей всю душу. На остров никогда не приезжали с проверками успеваемости, но этого было и не надо. Класс, все 15 человек, уважая труд учителей, прилежно занимались и сами; впоследствии каждый, без каких-либо репетиторов и дополнительных занятий, поступил в вузы крупных городов России.

Будучи школьницей, Марина Владимировна не думала о том, чтобы заниматься филологией – её привлекала музыка. Поступив после девятого класса заочно в Южно-Сахалинское музыкальное училище, она летала туда с острова Итуруп на каждую сессию, установочную или учебную. Выбор музыкального инструмента – фортепиано – доставил ей в своё время немало трудностей, так как единственное пианино на острове можно было найти только в гарнизонном офицерском клубе, да и то в весьма плачевном состоянии.

Однако, по воле случая, увлечение музыкой не стало дальнейшей профессией. «Когда отец демобилизовался, я планировала перевестись в Нижегородское музыкальное училище. Но пока мы плыли неделю и две недели ехали до Нижнего Новгорода, я пропустила все экзамены и, приехав наконец, узнала, что в училище уже не осталось мест».

Вместо музыкального училища Марина Владимировна поступила на филологический факультет в Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Из-за своего опоздания проучившись год на вечернем отделении, она перешла на очное.

«Как и большинство филологов, я поступила на филологический факультет из-за литературы. Но лекции Бориса Николаевича Головина произвели на меня такое сильное впечатление, что я «переориентировалась» на русский язык. Проучившись у него все 5 лет, в аспирантуру я поступила к нему же, приехав обратно из Волгограда в Нижний Новгород. Так что мой выбор определила Личность. Личность Бориса Николаевича Головина».

Окончив университет в 1978 году, Марина Владимировна 2 года проработала в Институте иностранных языков в Нижнем Новгороде. «Вообще-то, нас распределяли в деревни Нижегородской области или в рядом лежащую Мордовию, жители которой русского языка почти и не знали. Но поскольку я, как раз окончив пятый курс, летом родила ребенка, меня распределять не стали. Так что я устраивалась на работу сама».

«Я собиралась работать в школе, но работа в вузе меня, конечно, больше привлекала. Во-первых, потому что это дает возможность сосредоточиться на лингвистике, а во-вторых, мне нравится работа со студентами: проблем с дисциплиной нет...»

К моменту окончания университета у Марины Владимировны уже была молодая семья – муж-аспирант и маленький ребенок. Жить в общежитии предстояло неопределённое количество времени. Поэтому, прочитав однажды в газете сообщение о том, что в Волгограде открывается новый университет, семья решила покинуть насиженное место.

«Мы словно приехали на целину. В Нижнем Новгороде всё находится очень близко друг к другу, улицы там маленькие и старые, в городе ощущается дух купечества. Волгоград же совершенно иной: кругом простор, километры дорог, даже климат другой. Но нам это нравилось, это нас удивляло».

По словам Марины Владимировны, работать начали «с первого кирпичика», в старом здании школы №103; все преподаватели представляли один факультет – естественно-гуманитарный. Одним из условий Максима Матвеевича Загорулько было брать на работу только кандидатов, окончивших университет, - из институтов никого не брали.

«Всех преподавателей поселили в общежитии Энерготехникума в Кировском районе. Там жили Ковалевы Юлия Николаевна и Николай Семенович, Виталий Борисович Смирнов и другие преподаватели. Студенты жили этажом выше, так что через некоторое время мы с ним сдружились. А через полгода университет дал нам обещанные квартиры, и мы разъехались…»

С Нижним Новгородом Марина Владимировна до сих пор поддерживает тесную связь, общаясь не только с родными, друзьями, сокурсниками, но даже и с преподавателями, принимавшими у неё вступительные экзамены. Именно туда она и поехала на защиту докторской диссертации.

В 1992 году Косова прошла стажировку в Институте переводчиков Карл-Франц Университета г.Граца в Австрии. «Я преподавала русский как иностранный, в частности грамматику русского языка. Сбивала с толку иная система обучения: мешало отсутствие какой-то жёсткой системы. Преподаватель предлагает курс – студенты выбирают, идти на него или нет. Это всё время заставляло преподавателей стремиться завоевать аудиторию, каждый раз я беспокоилась, как бы у меня не убавилось студентов».

В течение полугода проживания в другой стране Марине Владимировне приходилось преодолевать языковой барьер. Помогали не только посещения курсов немецкого языка, но и соседи по съёмной квартире. «Мы жили в четырёхкомнатной квартире в городе: я, молодой человек – рок-музыкант из Хорватии и женщина-стажёр из Венгрии, преподававшая немецкий язык; вот она-то и занималась с нами по вечерам. Кроме того, мне в помощь дали двух студентов с русского отделения, так что с ними мы пришли к взаимовыгодному сотрудничеству: я занималась с ними русским, они со мной – немецким».

По словам Марины Владимировны, университет – это большая часть её жизни. Свободного времени у неё очень мало, и проводит она его только с близкими людьми. «У меня есть друзья, которых я считаю практически родственниками, так как мы дружим с 1980-го года. Причём, среди них филолог только я, остальные медики. Когда я защитила докторскую диссертацию, они получили прекрасный повод для шуток: наконец-то и ты теперь доктор!»

Кроме того, что М.В.Косова занимает должность заведующей кафедрой документной лингвистики и документоведения, она также более 10 лет является и учёным секретарем диссертационного совета на соискание степени доктора и кандидата филологических наук. Такое увлечение наукой, тем не менее, не передалось сыну Марины Владимировны. По её словам, то, что он с детства чуть ли не жил в университете, не сформировало у него желание заниматься наукой. Являясь более практиком, чем теоретиком, он поступил на юридический факультет ВолГУ и, окончив его, сразу же устроился работать, не повторяя путь родителей к получению учёных степеней.

На праздновании 20-летия Волгоградского государственного университета Косовой Марине Владимировне была вручена медаль «За заслуги» перед университетом. В числе немногих она стояла у истоков университета, не только наблюдая, но и участвуя и помогая его развитию. Именно благодаря этому она может уверенно говорить: «ВолГУ – это моя жизнь».


Автор(ы):  Юлия Зверобоева, Кристина Коваленко

Возврат к списку

  


			
 
Почта Телефонный справочник
© 2000-2016 Волгоградский государственный университет
Адрес: 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100,
тел.: (8442) 460-279 - приемная ректора, (8442) 460-263 - общий отдел,
 (8442) 405-547 - приемная комиссия(8442) 405-512 - пресс-служба
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи
Координатор сайта
Дизайн и интеграция - Центр АйТи