Философская школа «Логос»
Философская школа «Логос» – научно-образовательный проект, который находится в русле академической и инновационной политики Волгоградского государственного университета.
Мы приглашаем старшеклассников и всех желающих в философскую школу «Логос». Обучение в ней бесплатное. Занятия проводятся по субботам (15.00–17.00) по адресу: ВолГУ, Университетский проспект, 100, ауд. 4-10 А.
История создания Философской школы «Логос»
Философская школа «Логос» при кафедре философии была организована в 2012 году и задумывалась в качестве научно-образовательного проекта, направленного популяризацию философских знаний среди старшеклассников, а также студентов, стремящихся расширить горизонт своих знаний по философии. Инициатором проекта был д. филос. н. профессор Н.В. Омельченко. Поскольку для многих слушателей это была первая встреча с философией, тематика занятий была ориентирована на историю философии. Участники школы имели возможность послушать лекции ведущих преподавателей кафедры, обсудить волнующие их проблемы. Знания по философии слушатели школы, а также все желающие смогли проверить в ходе состоявшейся 17 марта 2013 г. первой олимпиады по философии. Такие олимпиады кафедра стала проводить ежегодно.
Начиная с сезона 2013-2014 уч. года проблематика занятий философской школы «Логос» ориентирована на темы, входящие в школьную программу по обществознанию и задания единого государственного экзамена. Как показала практика, эти занятия особенно полезны для слушателей, планирующих поступать на направление подготовки «Юриспруденция», а также на те специальности, где профильным экзаменом является обществознание. Естественно, полученные знания значительно облегчат дальнейшее изучение вузовских курсов философии, социологии, различных отраслей права.
Каждое занятие включает развернутое изложение темы в форме лекции, обсуждение ее в форме вопросов и ответов, дискуссию по выявившимся спорным вопросам, а также практические упражнения. Наибольший интерес, по отзывам участников, вызвали у них антропологические и социальные проблемы. По итогам работы постоянным слушателям философской школы «Логос» вручаются сертификаты, подтверждающие обучение по программе школы. Полученные знания слушатели могут применить на ежегодной Олимпиаде по философии, которая традиционно проходит в марте. Итоги олимпиады, как правило, подводятся на весеннем Дне открытых дверей ВолГУ.
Философия как школа мысли
Надо сказать, что выполнение заданий по философии часто вызывает у старшеклассников трудности, поскольку предполагает умение читать и понимать абстрактные философские тексты, формулировать собственные идеи, излагать и обосновывать собственную точку зрения, самостоятельно писать эссе на заданную тему с использованием научной терминологии, подбирать корректные аргументы и примеры в споре. В этом отношении значимость занятий в философской школе нельзя переоценить: они помогают систематизировать знания в области наук о человеке, обществе, истории, культуре, способствуют овладению научной терминологией, а также позволяют расширить кругозор через ознакомление с основными концепциями в области философии и социально-гуманитарного знания.
О перспективах философского образования на рынке труда
Для тех, кто готов сделать ставку не на массовую профессию, чей уровень подготовки и интеллектуальные способности позволяют извлечь максимум выгоды из «непрактичных» теоретических специальностей (таких как философия, филология, экономическая теория, теория государства и права, теоретическая физика или чистая математика), мы хотим обратить внимание именно на философское образование.
Его основой является чрезвычайно востребованная на современном рынке труда аналитическая работа с текстами. Смыслотворчество, интерпретация, анализ, концептуализация – базовые профессиональные навыки специалиста в области философии. Стремление проблематизировать любые, даже кажущиеся самоочевидными сущности (феномены, мнения, теории) – характерная черта философского знания. Между тем как раз умение выделить проблемную ситуацию и развернуть ее в проблему – основа любой исследовательской и аналитической работы. Добавьте сюда панорамность философского образования, владение методологией, критическое мышление, навык письменной речи и написания текстов, умение дискутировать и аргументировать свою позицию (которому реально научить только в малокомплектных группах и практически невозможно на массовых специальностях в условиях укрупнения лекционных потоков и катастрофического уменьшения семинарских и практических занятий). В результате человек получает возможность стать уникальным специалистом с хорошими карьерными и жизненными перспективами.
Планы на будущее
Хотелось бы привлечь к сотрудничеству бакалавров различных специальностей, имеющих интерес к философии, в особенности к социальной аналитике и желающих продолжить свое обучение в магистратуре по профилю «Социальная философия».
В этой связи следует отметить, что на современном этапе во всех сферах деятельности резко возросла потребность в аналитиках и экспертах, и спрос здесь пока существенно опережает предложение. Для подобной работы выпускник, получивший фундаментальную теоретическую подготовку, будет иметь неоспоримые преимущества по сравнению с тем, кто отучился на прикладных специальностях. Конечно, профессия аналитика и эксперта никогда не станет массовой, но именно благодаря этому она всегда будет высокооплачиваемой, и спрос на этих специалистов, в том числе обладающих глубокими знаниями в социально-гуманитарной области, будет только расти.
Философские тексты
- Декарт "Страсти души"
- Декарт "Разыскание истины"
- Бэкон "Новая Атлантида"
- Бэкон "Новый Органон"
- Локк "Рассуждение о чудесах"
- Сенека "Нравственные письма"
- Платон "Государство"
- Б. Спиноза "Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье"
- Д. Юм "О бессмертии души"
- Гельвеций. Из произведений "ОБ УМЕ", "О ЧЕЛОВЕКЕ"
- Жан-Жак Руссо "О ЗРЕЛИЩАХ"
- Жан-Жак Руссо "РАССУЖДЕНИЕ"
- И. Кант "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики"
- Гёте "Фауст"
- Г.В.Ф. Гегель "Кто мыслит абстрактно?"
- Людвиг Фейербах "Сущность религии"
- Огюст Конт "Дух позитивной философии"
- Ф.М. Достоевский. Легенда о Великом Инквизиторе (из романа "Братья Карамазовы")
- Ф.М. Достоевский "Сон смешного человека"
- Ф. Ницше "Так говорил Заратустра"
- Е. Трубецкой "Смысл жизни"
- М. Хоркхаймер, Т. Адорно "Диалектика просвещения"
- Жан-Поль Сартр "Экзистенциализм - это гуманизм"
- Альбер Камю "Миф о Сизифе"