Ваш браузер устарел и не обеспечивает полноценную и безопасную работу с сайтом. Пожалуйста обновите браузер, чтобы улучшить взаимодействие с сайтом.

Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении

Наименование публикации Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении
Тип публикации Статья
Библиографическое описание Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 52-62. DOI: 10.29025/2079-6021-2021-3-52-62.
Аннотация Коммуникативная тональность рассматривается как стиль высказывания, выражающий не только мнение о теме разговора, но отношение к состоянию межличностных отношений с партнером, как способ самопрезентации личности в общении, она дополняет пропозицию высказывания с помощью выбора языковых средств передачи серьезных, презрительных, враждебных, шутливых, ироничных и иных эмоциональных оттенков речи. Данное исследование направлено на решение следующих задач: рассмотреть содержание понятия «коммуникативная тональность» и уточнить методологические подходы к его описанию в теории дискурса и межкультурной коммуникации; охарактеризовать коммуникативную тональность запрета как один из аспектов прагматической стилистики общения и уточнить приемы ее реализации в англоязычной традиции воспитывающего диалога. На основании проведенного анализа доказано, что коммуникативная тональность запрета как череды регулирующих речевые действия, нацеленных на создание символического препятствия, ограничение свободы действий и поступков ребенка, в англоязычной традиции воспитывающего общения отличается прагмастилистической пластичностью, что выражено в динамическом единстве конвенций жанрового канона воспитательного запрета, нацеленного на социализацию личности, и вариативности вербального выражения прямого и косвенного волевого давления на воспитываемого с помощью тактик патерналистской и либерально-демократической митигации или авторитарной интенсификации. Основными средствами митигации запрета являются модальные глагольные предикаты и условные синтаксические конструкции предложений, с помощью которых взрослый разъясняет причины отказа и запрета, ссылаясь на свой статус, приводит разумные аргументы, описывает свое психоэмоциональное состояние грусти и разочарования из-за неподобающего поведения ребенка; чередование серьезной и дружелюбной тональностей позволяет взрослому варьировать вертикальные и горизонтальные векторы социального дистанцирования при общении с ребенком. Авторитарная интенсификация проявляется в моделировании вертикального вектора доминирования с помощью речевых актов строгого запрета, отказа, не допускающего возражений.
Ключевые cлова прагматика, коммуникативная тональность, воспитательный дискурс, речевой акт, запрет, митигация, интенсификация.
Год публикации 2021
Автор(ы)
Ильинова Елена Юрьевна
Цинкерман Тамара Николаевна
Электронная копия публикации -