Профессор ВолГУ выступила с докладом в Общественной палате Волгоградской области
24 октября в Общественной палате Волгоградской области состоялась форсайт-сессия на тему: "Современные проблемы содержания объектов культурного наследия - многоквартирных домов".
С докладами выступили: Гречина Валентина Николаевна, председатель Комитета Волгоградской областной Думы по строительству, жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, Баженов Александр Юрьевич, председатель Комитета государственной охраны объектов культурного наследия, Норкин Михаил Карлович, председатель комиссии Общественной палаты Волгограда по архитектуре, градостроительству и городской среде, Новожилов Василий Владимирович, руководитель ГБУ «ВОНПЦ по охране памятников истории и культуры», Вязьмин Александр Михайлович, член Общественной палаты Волгоградской области; председатель коллегии саморегулируемой организации Ассоциация "Проектный комплекс "Нижняя Волга"; заместитель генерального директора по градостроительству, главный архитектор проекта с исполнением обязанностей заместителя генерального директора по градостроительству ООО "ВГП" и др.
Модератором мероприятия выступила председатель комиссии Общественной палаты Волгоградской области по вопросам обеспечения законности и защиты прав граждан, общественному контролю, взаимодействию с ОНК Волгоградской области, член Общественной палаты РФ, д.ю.н., профессор кафедры гражданского и международного частного права Казаченок Светлана Юрьевна.
В качестве представителя от Волгоградского государственного университета выступила д.ю.н., профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права Иншакова Агнесса Олеговна с докладом на тему: "Стратегическое развитие законодательного регулирования содержания объектов культурного наследия - многоквартирных домов".
В ходе своего выступления Агнесса Олеговна обозначила ряд проблем, которые до сих пор не решены на законодательном уровне:
1) отсутствие нормативного закрепления правового статуса ОКН;
2) наличие проблем с уведомлениями собственников жилых помещений ОКН об отнесении объектов, находящихся в их собственности, к ОКН;
3) несоблюдение порядка отнесения подобных объектов к объектам культурного наследия;
4) отдельные положения законодательства имеют фрагментарный характер;
5) отсутствуют критерии, позволяющих отнести запланированные работы к тому или иному виду работ по сохранению ОКН;
6) имеется правовой пробел относительно правового регулирования механизмов финансирования капремонта МКД, которые относятся к ОКН, и отсутствие синхронизации полномочий уполномоченных на это органов публичной власти.
Вполне очевидно, что необходимо приведение законодательства в надлежащее состояние. Так, Иншаковой А.О. на форсайт-сессии отмечено, что ограничение прав собственников ОКН должно отразиться в нормах права, а именно во внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Ограничения, которые должны возникать у собственников ОКН, следует регистрировать в реестре недвижимого имущества с внесением их в графу "ограничения", т.е. существует необходимость в регистрации прав собственника на жилые помещения ОКН с конкретным описанием, в чем могут ограничиваться права собственников подобных объектов. И при отнесении жилого дома к ОКН необходимо вменять органам государственной власти, принимающим такое решение, заявлять об этом в Росреестр РФ для изменения правового статуса дома в Едином государственном реестре недвижимости.
Охрана памятников является предметом деятельности органов публичной власти, а опека - предметом деятельности собственников либо владельцев многоквартирных домов. Доклад Иншаковой А.О., несомненно, представляет актуальность, поскольку институт опеки над ОКН фактически имеет место быть в современной России, однако в нормативно-правовых актах он отсутствует. По ее мнению, правовое закрепление данного института и соответствующие действия по его реализации сделают более эффективным сохранение и приумножение культурного наследия.
Иншаковой А.О. было предложено:
- нормативно закрепить институт опеки над ОКН;
- законодательно установить конкретные пределы осуществления тех или иных работ в рамках сохранения объекта культурного наследия, за исключением общего ограничения, что такие работы не должны изменять особенностей, составляющих предмет охраны;
- синхронизировать положения ЖК РФ, регулирующие вопросы капремонта и требования Закона № 73-ФЗ в отношении МКД, причисленных к ОКН, что позволит решить проблему бездействия со стороны уполномоченных органов охраны;
- разработать эффективные правовые средства к ремонту и сохранению МКД, что поможет в дальнейшем создать упрощенную юридическую конструкцию проведения капремонта на таких объектах, а, кроме того, привлечь инвестиции для финансирования данной сферы.
Указанные предложения нашли отклик среди участников форсайт-сессии.