ch

en



Array ( [0] => Array ( [TEXT] => Новости [LINK] => /about/30years/news/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [1] => Array ( [TEXT] => Попечительский совет [LINK] => /trustee/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => Мои университеты [LINK] => /about/30years/my/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [3] => Array ( [TEXT] => Поздравления [LINK] => /about/30years/pozdr/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 3 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [4] => Array ( [TEXT] => Летопись [LINK] => /about/30years/history/1972_1989.php [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 4 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [5] => Array ( [TEXT] => Галерея [LINK] => /30years/gallery [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 5 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) )
Мои университеты

Мои университеты

«Мои университеты» – это рубрика, в которой мы расскажем о прошлом, настоящем и будущем аlma-mater. Наши выпускники, преподаватели, сотрудники расскажут о том, что значит – «Университет», о том, чем для них стал наш ВолГУ, откроют секреты профессионального мастерства. Их истории – это история нашего времени, времени Волгоградского государственного университета. 
Университет – это образовательные программы, это научные школы, это инновации и международное сотрудничество. Но прежде всего это люди, чей труд – залог успеха нашего процветающего вуза, празднующего 30-тилетний юбилей.  
Более 14 тысяч студентов и аспирантов, свыше 30 тысяч выпускников считают ВолГУ своим домом. Аlma-mater гордится успехами своих «питомцев», верит в их счастливую звезду, любит, помнит каждого.  
Преемственность поколений – та основа, которая, наряду с качеством образования и развитием науки, становится фундаментом успеха. Студенчество – золотая пора молодости и надежд, время взросления и становления личности, самоопределения и приобретения будущей специальности. Талантливые, креативные и активные выпускники – наша надежда и опора, наше будущее – достойно реализуют на практике полученные знания и навыки. А профессиональное становление начинается с учебы у грамотного, компетентного и успешного преподавателя. Преподавателя, которого выпускник помнит всю жизнь.  
Все вместе мы – преподаватели и сотрудники, аспиранты и магистранты, студенты, выпускники – все мы – Волгоградский государственный университет. Мы ратуем за процветание, развитие, благополучие родной аlma-mater. Людям университета посвящается этот раздел.

Фролов Д.П.

frolov.jpg

«Нужен ли маркетолог в кризис?»

Досье «Форума»

• Фролов Даниил Петрович, доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы.

• В 2001 году закончил Волгоградский государственный технический университет (специальность «Экономика»).

• Под научным руководством д.э.н., проф. Иншакова О.В. в 2003 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Эволюция российского экономического институционализма IX-XX вв.».

• В 2009 году защитил докторскую диссертацию на тему «Основные направления развития институциональной экономики в современной России» (научный консультант – д.э.н., проф. О.В. Иншаков).

• В 2007 году был лауреатом конкурсов на лучшую научную книгу по экономике и “Лучший преподаватель ВолГУ”.

• С 2009 года заведует кафедрой маркетинга и рекламы.

Экономический кризис набирает обороты, компании продолжают проводить сокращения штатов, а многие студенты начинают переживать, будет ли востребована их профессия на рынке труда через несколько лет. О том, насколько нужны бизнесу специалисты по рекламе и маркетологи, какими в идеале они должны быть и чего хотят от них работодатели, рассказал Даниил Петрович Фролов, доктор экономических наук, заведующий кафедрой маркетинга и рекламы.

– Наша кафедра существует уже более десяти лет. Ежегодно мы поставляем на рынок труда около восьмидесяти выпускников, многие из которых работают как по специальности, так и в других сферах бизнеса. Мы можем с полным основанием считать, что у нас накоплен серьезный репутационный капитал, сегодня кафедра маркетинга и рекламы ВолГУ – это конкурентоспособный региональный бренд.

Какие главные трудности существуют сегодня при подготовке специалистов по маркетингу и рекламе?

– Мы стремимся сформировать у наших студентов креативные компетенции – способность творчески решать неоднозначные задачи в сфере рыночной экономики. Маркетинг и реклама – специальности творческие, требующие значительного уровня знаний не только в ограниченной профессиональной области. Наши студенты должны много читать, причем не только учебники, но и профессиональную прессу, и «продвинутую» художественную литературу, должны с позиций конструктивной критики смотреть телевизор, познавать и анализировать Интернет-среду, наблюдать и изучать окружающих их людей. Важно расширять сознание, включать разноцветные части своего головного мозга.

И, конечно, мы стараемся внушить студентам, что время простых рекламных и маркетинговых технологий прошло. Как показывает анализ практики, нужны все более «тонкие», дифференцированные подходы, что означает необходимость задействования в обучении междисциплинарной методологии, включающей элементы экономики, социологии, психологии...

Выпускники кафедры могут работать в любой отрасли бизнеса. Мы выпускаем не просто «маркетолога» прежней, докризисной экономики (человека, который анализирует рынки и занимается продвижением неких брендов). Великие бренды рушатся на наших глазах. Псевдокреативная реклама уже не действует. Больше не будет традиционных маркетологов и рекламщиков. Сейчас актуальны интегрированные маркетинговые технологии, но важно правильно понимать их суть. За рубежом уже давно существует понятие «маркетинг-менеджмент», поэтому маркетолог – это и управленец в том числе.

Кстати о кризисе. В большинстве компаний сейчас волна увольнений. И как же трудоустроиться новым выпускникам?

– Да, сейчас кризис, глобальный и системный. Да, большинство фирм сокращает персонал, в первую очередь – «белых воротничков», параллельно урезая бюджеты маркетинговых подразделений. И на самом деле – это тоже плюс. Ведь наши будущие выпускники должны закончить вуз на качественно новом, более высоком уровне.

Студенты и сами прекрасно понимают, что в период кризиса и посткризисной стабилизации их трудоустройство зависит не только от того, что они получили диплом престижного вуза или прослушали некий набор курсов. Оно зависит от их знаний и навыков, от того, насколько они интересовались происходящим в мире и в своей будущей профессии, участвовали в различных мероприятиях, в том числе научных. Хороший маркетолог должен иметь огромный кругозор и большой багаж знаний. И при этом надо в себе постоянно культивировать творческие способности.

Кроме того, я всем студентам с первого курса всегда говорю, что нужно обязательно учить иностранный язык. Лучше сэкономить на пиве или походе в ночной клуб, но вложить эти деньги в репетитора или качественные курсы. Язык пригодится в любой сфере – и в научной, для участия в международных конференциях и получения грантов, и в успешной карьере маркетолога или рекламщика, давая возможности сотрудничества с крупными западными компаниями.

Экономический кризис в какой-то степени становится тем «кнутом», который заставляет студентов не апатично посещать лекции и семинары, а развиваться, самосовершенствоваться в разных направлениях своей специальности в надежде на получение в будущем «пряника» – интересной и высокооплачиваемой работы.

Как вообще в целом выглядит нынешняя ситуация в сфере рекламы и маркетинга?

– По сути, маркетинг как сфера практической деятельности – это процесс вывода товара на рынок. В России сейчас налицо большая системная проблема: мы проигрываем на начальном и конечном этапах производства товара. Во-первых, большинство товаров создается при очень слабом маркетинговом обеспечении, когда никто не задается вопросом «а будет ли спрос на этот товар?». И только после разработки задумываются о том, насколько инновация вообще востребована рынком. Чтобы побороть эту ситуацию, мы вводим в учебный процесс ряд курсов, в частности «Маркетинг инноваций». И, во-вторых, огромная беда – это процесс «вброса» товара в рыночную среду. Здесь и псевдокреативная реклама, и плохая логистика, и неадекватное представление о потребителях, и «совковый» сервис, и многое другое. В результате отечественные товары неэффективно позиционируются и имеют низкую конкурентоспособность.

Маркетинг как теория – это рынковедение. Одна из наших главных задач на сегодня – смена парадигмы, образа мышления наших студентов. Маркетинг и реклама должны прежде всего ориентироваться на человека. Поэтому нужно отказаться от традиционных стереотипов неоклассической экономической теории, абстрактно понимающей людей как эгоистичных рациональных потребителей, максимизирующих свою полезность. Эта общепринятая точка зрения проникла во все курсы экономики, и в том числе – в маркетинговые дисциплины.

Сегодня кафедра начинает внедрять принципиально новый, институционально-эволюционный подход, который поступательно инсталлируется в наши курсы, и мы постараемся за ближайшие два-три года сделать его сквозным для всех дисциплин. Это совершенно иное и более реалистичное понимание человека – не плоское, лишь как потребителя, а многогранное, как уникальной личности, носителя различных статусов и ролей, агента многих социальных институтов и микросообществ. Такое восприятие людей приводит к тому, что маркетинг и реклама становятся более дифференцированными. Мир – это огромная мозаика, которая переливается всеми цветами радуги, каждый человек в ней предстает в разных гранях и тонах, а хорошие маркетологи и рекламщики способны его задействовать как потребителя с помощью различных технологий. Но наибольший синергический эффект они дают, когда применяются в комплексе, интегрированно. В этом и состоит диалектика маркетинга на современном этапе развития экономической системы.

Существует мнение, что высшее образование часто грешит отсутствием практической составляющей в процессе обучения. Есть ли подобная проблема в сфере маркетинга и рекламы?

– Нет такой проблемы, скорее, наоборот. В какой-то степени маркетингу не хватает теории. Считается, что это сугубо прикладная бизнес-дисциплина. Неудивительно, что большинство авторов наиболее популярных книг – это консультанты. Их задача – постоянно придумывать и продавать новые «фишки», подводя под них некие теоретические основы. По сути, это наборы «рецептов», то есть методов и инструментов маркетингового обеспечения. Классические примеры: подарок при покупке, различные сертификаты, дисконтные карты, «фиолетовая корова» и т.д. Это же не теория, это просто отдельные методы и инструменты, которые легко применить на практике. Чтобы научить студентов их анализировать и самостоятельно выстраивать в определенную систему, мы «заставляем» их изучать экономическую теорию. Причем не по упрощенным учебникам для младших курсов, а на более продвинутом уровне, когда экономическая теория становится наукой междисциплинарной.

Что касается накопления опыта, то мы регулярно приглашаем с лекциями практикующих специалистов. К нам приезжают люди, работающие в сферах рекламы, маркетинга, масс-медиа, консалтинга, и они на открытых лекциях и в форме мастер-классов рассказывают о том, что происходит в мире реального бизнеса. Студенты имеют возможность задать злободневные вопросы. На этот учебный год уже запланирован ряд очень интересных лекций.

Не будем забывать о производственной практике. Сейчас, например, мы заключаем договор, по которому 20 студентов отправляются в маркетинговую службу ОАО «ЮТК», где на примере самой крупной телекоммуникационной компании Юга России будут воочию наблюдать процессы и технологии работы с клиентами.

В связи с переходом на новую двухступенчатую систему образования, есть ли принципиальные изменения в «портрете» выпускника? Можно ли сказать, что специалисты были подготовлены лучше или хуже тех, кто выпускается сейчас?

– Я бы сказал, что различия несущественны. Высшее образование есть высшее образование. Смена формата образовательного процесса – это неизбежная эволюция, идет глобализация, и мы в любом случае перейдем на общемировые стандарты. И мы должны сохранить все лучшее, но в новом формате. Более того, наши выпускники все чаще начинают работать за рубежом. А значит, им нужны дипломы, которые будут иметь силу для западных компаний, так что переход на новую систему – это явный плюс. Вот в подготовке бакалавра и магистра разница есть. Магистранты посещают у нас ряд более продвинутых курсов, которые читаются с максимальной самоотдачей, поэтому по сравнению с бакалаврами у них более серьезный и глубокий уровень подготовки.

Для многих студентов остро встает проблема совмещения работы и учебы. Стипендии небольшие, да и работодатели требуют нескольких лет стажа. Как грамотно получить столь необходимый опыт не в ущерб занятиям?

– Я – за совмещение работы и учебы. Я бы сказал, что работающие студенты в аудитории намного более адекватны. Они не просто слушают и потом заучивают лекции, а начинают задавать вопросы в духе «а зачем нам это нужно, если это никак не соотносится с практикой?». Получается хорошая обратная связь. В результате даже приходится на ходу менять планы лекций, искать какую-то дополнительную информацию. Кроме того, такие студенты более организованны. Из-за дефицита времени на подготовку они учатся отделять важную информацию от второстепенной, быстро и успешно сдают сессии, не тратя свое драгоценное время на бесконечные пересдачи.

В то же время, думаю, не стоит начинать карьеру слишком рано. Надо проучиться года три, набрать определенный уровень теоретических знаний, попробовать, в конце концов, студенческую жизнь на вкус. А вот потом, на старших курсах, обязательно надо пытаться подрабатывать, набирать стаж, получать нужный опыт. И наша кафедра всегда постарается в меру своих возможностей помочь при трудоустройстве.

И еще, пользуясь случаем, хочу сказать всем студентам нашей кафедры. У нас практикуется «политика открытых дверей». Вы всегда можете обратиться со своими проблемами и (что еще лучше) с инициативами ко всем преподавателям и лично к заведующему кафедрой. Кроме того, мы приняли коллективное решение – поощрять вопросы после лекций. Обычно студенты почему-то предпочитают помалкивать. Но нам очень важна обратная связь. Поэтому я прошу не стесняться, придумывать и задавать каверзные вопросы своим лекторам.

Автор(ы):  Елена Парахневич

Возврат к списку

  


			
 
Почта Телефонный справочник
© 2000-2016 Волгоградский государственный университет
Адрес: 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100,
тел.: (8442) 460-279 - приемная ректора, (8442) 460-263 - общий отдел,
 (8442) 405-547 - приемная комиссия(8442) 405-512 - пресс-служба
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи
Координатор сайта
Дизайн и интеграция - Центр АйТи