ch

en



Array ( [0] => Array ( [TEXT] => Новости [LINK] => /about/30years/news/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 0 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [1] => Array ( [TEXT] => Попечительский совет [LINK] => /trustee/ [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 1 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [2] => Array ( [TEXT] => Мои университеты [LINK] => /about/30years/my/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 2 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [3] => Array ( [TEXT] => Поздравления [LINK] => /about/30years/pozdr/ [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => D [ITEM_INDEX] => 3 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [4] => Array ( [TEXT] => Летопись [LINK] => /about/30years/history/1972_1989.php [SELECTED] => [PERMISSION] => D [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 4 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) [5] => Array ( [TEXT] => Галерея [LINK] => /30years/gallery [SELECTED] => [PERMISSION] => R [ADDITIONAL_LINKS] => Array ( ) [ITEM_TYPE] => P [ITEM_INDEX] => 5 [PARAMS] => Array ( ) [DEPTH_LEVEL] => 1 [IS_PARENT] => ) )
Мои университеты

Мои университеты

«Мои университеты» – это рубрика, в которой мы расскажем о прошлом, настоящем и будущем аlma-mater. Наши выпускники, преподаватели, сотрудники расскажут о том, что значит – «Университет», о том, чем для них стал наш ВолГУ, откроют секреты профессионального мастерства. Их истории – это история нашего времени, времени Волгоградского государственного университета. 
Университет – это образовательные программы, это научные школы, это инновации и международное сотрудничество. Но прежде всего это люди, чей труд – залог успеха нашего процветающего вуза, празднующего 30-тилетний юбилей.  
Более 14 тысяч студентов и аспирантов, свыше 30 тысяч выпускников считают ВолГУ своим домом. Аlma-mater гордится успехами своих «питомцев», верит в их счастливую звезду, любит, помнит каждого.  
Преемственность поколений – та основа, которая, наряду с качеством образования и развитием науки, становится фундаментом успеха. Студенчество – золотая пора молодости и надежд, время взросления и становления личности, самоопределения и приобретения будущей специальности. Талантливые, креативные и активные выпускники – наша надежда и опора, наше будущее – достойно реализуют на практике полученные знания и навыки. А профессиональное становление начинается с учебы у грамотного, компетентного и успешного преподавателя. Преподавателя, которого выпускник помнит всю жизнь.  
Все вместе мы – преподаватели и сотрудники, аспиранты и магистранты, студенты, выпускники – все мы – Волгоградский государственный университет. Мы ратуем за процветание, развитие, благополучие родной аlma-mater. Людям университета посвящается этот раздел.

Иншаков О.В.

img011_res.jpg

«Идеально, когда ученики считают тебя учителем»

Отношения учителя и ученика, пожалуй, сродни отношениям родителя и ребенка: забота, понимание, готовность прийти на помощь. А в ответ от питомцев ждут оправдания надежд и успехов, которыми можно гордиться. В любом случае учительство и ученичество, в школе ли, в вузе, в жизни, – огромный, ответственный труд, основанный на преемственности, сотворчестве и взаимоуважении, требующий от обеих сторон усилий ума и сердца.

Лидер развивающейся и плодотворной научной школы, в рамках которой разрабатываются проблемы эволюционной экономики, экономической генетики, наноэкономики, профессор Олег Васильевич Иншаков делится своим опытом трудного творческого процесса взаимодействия руководителя и молодого ученого.

– Олег Васильевич, Ваша биография как научного руководителя очень богата. Сколько у Вас было учеников?

Научное руководство аспирантами и докторантами я осуществляю около 30 лет. Сначала я помогал своему научному руководителю, профессору А.Ф. Тарасову в Ростовском государственном университете, с его аспирантами. Был «научным подмастерьем». Тогда и появились первые ученики из разных регионов и республик СССР. Их было около десятка. Всего в ВолГУ мной подготовлено 48 кандидатов и 17 докторов наук.

– Какие из них запомнились? Помните ли Вы своего первого ученика?

1.jpg– Всех не перечесть. Первым кандидатом наук, защитившимся в 1995 г. под моим руководством в ВолГУ, стала А.А. Аникеева. Среди них работники областных и городских органов власти, депутаты, директора предприятий, научные сотрудники РАН, деканы, заведующие кафедрами, профессора и доценты вузов. В университете это профессора Л.В. Перекрестова, В.В. Курченков, А.В.Дьяченко, Н.Н. Лебедева, С.Н. Соколов, А.Э. Калинина, Г.В. Тимофеева, Е.Г. Русскова, О.В. Фетисова, И.А. Гришин. Выходят на защиту докторской диссертации Д.П. Фролов, И.В. Митрофанова. Наиболее талантливых учеников знает научная общественность России по их публикациям в центральных изданиях.

– С чего должно начинаться сотрудничество научного руководителя и молодого ученого?

– С взаимного понимания, ответственности, доверия и стремления к успеху.

– Есть два основных типа руководителя. Первый ориентирует учеников на «свою» тематику исследований. Другой, наоборот, идет навстречу ученику, вместе с ним осваивая новое научное поле. Как Вы считаете, какой путь наиболее продуктивен?

– Для создания мощного научного направления предпочтителен первый путь, который предполагает концентрацию коллективных усилий единомышленников на решении одной крупной научной задачи. Для развития научной школы как системы принципов и методов, умений и навыков научных исследований предпочтителен второй путь, который расширяет предметное поле применения определенной методологии и методики. Среди научных руководителей единицы могут возглавить научные направления и школы.

– Существует мнение, что лучший руководитель – это тот, который не мешает. Согласны ли Вы с этим?

– Руководитель должен вести, а не ставить подножки и не позволять заблудиться в движении к цели. Безучастный руководитель должен снять с себя обязанности. Участливый – должен помочь раскрыться самобытному таланту ученика.

– Идеальный научный руководитель – какой он? Считаете ли Вы себя идеальным руководителем?

– Идеальный руководитель – мысленный образ. В реальности руководитель должен научить учеников творить и любить свое дело, быть упорным и успешным, ответственным и заботливым, терпеливым и справедливым. Важно научить подопечных созидательно мыслить, добывать новое знание, быть благодарным предшественникам за их достижения и ошибки, стремиться к мудрости. Важно убедительно подтверждать своими публикациями, докладами, проектами собственное творческое лидерство. Идеально, когда ученики считают тебя не руководителем, а учителем. Себя идеальным научным руководителем не считаю, хотя могу многое. Разве было бы у меня столько учеников в противном случае?

639-00.jpg– А какими качествами должен обладать идеальный ученик? Были ли у Вас идеальные ученики?

– Хорошо, что идеальных учеников не бывает. Но самые талантливые, трудолюбивые и порядочные согревают душу, укрепляют дух, дают новые силы для творчества. Ученик не должен быть слабой копией научного руководителя, но должен обладать стремлением превзойти его в знании и умении. Сохраняя благодарность за вложенные в него силы, ученик должен стать сам достойным и благодарным учителем и для своего наставника и для будущих учеников. Смотрю на многих своих учеников и радуюсь. Иногда огорчаюсь. Брак неизбежен…

– Исторически университеты формировались «вокруг» научных школ. Научные школы – основа современного научного поиска. Вы, как основоположник научной школы, можете раскрыть секрет успешного механизма ее создания?– Университеты вырастают «из» школы, а не «вокруг» нее. Лидер школы должен генерировать новые конструктивные идеи, уметь передавать их для развития своим ученикам, увлекать других своим примером, достижениями, самоотверженностью в научном творчестве. К лидеру и тянутся ученики, придавая ему больше сил, забот, ответственности. Так в научной школе возникают «начальные классы» дипломников и аспирантов,«старшие классы» докторантов и соавторов. Секрет – в искренней радости за достижения учеников, продолжение творчества.

– Существует стереотип, что защищается научный руководитель, а не аспирант. Так ли это?

– Реально защищается тот, кто делал диссертацию. Иногда за научного руководителя страдает аспирант, а в другой раз – наоборот. Но научный руководитель, как и соискатель ученой степени, обязан показать плоды своего труда и получить оценку коллег. Часто справедливую, но...

– Как Вы оцениваете настоящее положение и завтрашний день научных школ ВолГУ?

– Школы работают, но не в полную мощь. Велики потери последних лет среди руководителей научных направлений. Наблюдается некоторый оппортунизм учеников, вызванный завышенной самооценкой и ростом индивидуализма в обществе. Кажется, «настоящих буйных мало…», но есть надежда на молодое поколение исследователей.

foto.jpg– Сталкивались ли Вы с проявлением «научной ревности», когда ученик превосходит своего учителя?

– Это иногда бывает. Но разве родители часто завидуют своим детям? Чаще ученик глубоко заблуждается в своем превосходстве. Спешит превзойти учителя или сравняться с ним. Я бы посоветовал ученикам быть скромнее и добрее. Учителя ответят достойно. Если ученик добросовестен, уважает достижения и вклад учителя, корректно использует полученные знания и умения, то его тоже будут уважать его ученики и коллеги.

– Как Вы считаете, что нужно для интенсификации написания аспирантом (докторантом) работы?

– Надо определить цель, разметить путь, распределить время и средства, а затем честно работать, работать и работать, а не искать причины, почему не получается.

– Какие факторы, на Ваш взгляд, препятствуют нормальному процессу написания и защиты диссертации?

– Можно было бы сказать: «Непонимание цели, незнание технологии, слабость характера, плохое руководство, несчастная любовь, хилое здоровье, злые завистники, превратная судьба, отсутствие удачи и многое другое». На самом деле – ничего не мешает, кроме личности автора.

– Что нужно сделать для того, чтобы удержать российских молодых ученых в национальном научном и образовательном пространстве?

– Это давно знают все. Вопрос в том, нужно ли это тем, от кого это зависит?

– Что Вы можете пожелать или рекомендовать аспирантам, докторантам и их научным руководителям?

– Творите, не оставайтесь бесплодными, не жалейте своих сил для других, помогайте друг другу понять и прожить жизнь, достичь лучшего.

Автор(ы):  Пресс-центр

Возврат к списку

  


			
 
Почта Телефонный справочник
© 2000-2016 Волгоградский государственный университет
Адрес: 400062, г. Волгоград, пр-т Университетский, 100,
тел.: (8442) 460-279 - приемная ректора, (8442) 460-263 - общий отдел,
 (8442) 405-547 - приемная комиссия(8442) 405-512 - пресс-служба
Нормативные документы
Противодействие коррупции
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи
Координатор сайта
Дизайн и интеграция - Центр АйТи